— 19 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Демократия жуликов и воров

Что стоит знать о Браудере и его разоблачениях

Недавнопопалась мне на глаза статья во французскойгазете с кричащим названием «Демократияотступает». Автор цитировал в статьемнение британского историка, которыйпытался найти объяснение роступопулярности в Европе правых и ультраправыхпартий, настроений за выход из Евросоюза,а также сенсационного для США феноменаТрампа – политика,который не любит либерализм и либералов.Убедительного объяснения британскийученый так и не нашел.

А на самом-тоделе причина разочарования в демократическихидеалах в том, что западный мир, на словахнавязывая всем остальным своидемократические ценности, в реальностиих предает. Так, лет 100 назад в демократическихстранах считалось, что частнаясобственность любого добропорядочногогражданина священна, неприкосновеннаи должна охраняться законом. Сегодняэтот принцип понимают иначе. Если,например, гражданин США путем шантажаи угроз пытается завладеть собственностьюдругого гражданина США, то, разумеется,он рейдер, шантажист, преступник и долженбыть наказан. А если гражданин США точнотаким путем пытается завладеть чужойсобственностью гражданина другойстраны, например, России, или любойдругой, которую на Западе относят кгруппе emerging markets(«развивающихся» либо, что точнее,«высокорискованных» рынков), то он непреступник, а талантливый предпринимательи при этом борец за высочайшие стандартыдемократии и цивилизованную рыночнуюэкономику.

Примерно тоже самое там, на Западе, скажут о ситуации,когда, например, гражданин России намеренотнять собственность у другого гражданинаРоссии, разумеется, путем угроз и шантажа.Если такой «гражданин» ненавидит Россиюи русских, разделяет западные«демократические ценности», сотрудничаетс западными НКО, получая от них гранты,и намерен при неблагоприятном для негоразвитии событий свалить в одну изцивилизованных западных стран, то он,с их точки зрения, по определению неможет быть преступником, ведь он борецза демократические идеалы. А если нашегосударство разоблачило его грязнуюдеятельность и намерено его наказать,то он, кроме всего прочего, еще и обиженный«авторитарным государством» диссидент.

Поэтому такиеявления, как феномен американскогорейдера Уильяма Браудера и особеннофеномен тандема «Браудер – Навальный»,совсем не случайны. На Западе сейчаслюбого жулика и вора пригреют, накормяти приласкают, лишь бы он был противРоссии и делал все возможное, чтобынанести реальный ущерб нашему государствуи в конечном счете всему народу.Собственно, мистер Браудер в периодсвоей деятельности в России именно этими занимался.

Напомним,что предприниматель и финансистамериканец Уильям Браудер (по ирониисудьбы внук одного из генеральныхсекретарей коммунистической партииСША) в середине лихих 90-х годов учредилинвестиционный фонд HermitageCapital Management(на российском фондовом рынке он былбольше известен под сокращенным названиемHermitage Capital).Фонд был создан вроде бы для совершеннонормальных целей: инвестиций вгосударственные облигации РФ и в акциикрупнейших российских предприятий.Однако обращало на себя вниманиеобстоятельство, что соучредителем фондабыл Republic NationalBank of NewYork, дочерняя структураодного из крупнейших банков США Bankof New York,через который, по мнению ФБР, отмывалисьденьги семьи и ближайшего окруженияЕльцина, в то время, пока Борис Николаевичзанимал пост президента России. Чтоинтересно, дело об отмывании денегельцинской семьи возникло внезапно, вовремя кризиса 1998 года, однако всегочерез год оно быстро заглохло. Учитывая,что Браудер и его фонд в конце 90-х ивплоть до 2006 года вели себя совершеннобезнаказанно, шантажируя абсолютно воткрытую крупнейшие российскиепредприятия, можно предположить, что всамой России у этого фонда имелись оченьвысокопоставленные покровители. Да ито, что Браудер учредил свой фонд именносовместно с финансовой структурой, вкоторой могли многое знать о тайныхоперациях семьи Ельцина, не выглядитпростым совпадением.

В 2002 годуHermitage Capitalскупил на бирже около 3% акций «Газпрома»и впоследствии «наехал» не на кого-нибудь,а на международного аудитораPricewaterhouseCoopers якобы занекачественно проведенный аудит газовойкорпорации, так как из аудиторскойотчетности Браудеру было не ясно, покаким ценам компания «Итера» покупалагаз у «Газпрома». Однако и «Газпром», иего аудитор, ссылаясь на официальныедокументы корпорации и международныестандарты аудиторской деятельности,легко разбили аргументы финансовогоавантюриста. Есть мнение, что наездыБраудера именно на «Газпром» быливызваны не столько желанием заработатьбыстрые и легкие деньги на шантаже,сколько близостью к некоторым либераламиз окружения Ельцина, которые мечталидобиться официального решения государствао расчленении «Газпрома», пока Ельцинбыл на посту президента и, не сумев этогодобиться ранее, они попытались взятьреванш.

В 2002-2003 годахБраудер, как миноритарный акционер«Газпрома», дважды попытался провестикандидатуру представителя своего фондав совет директоров корпорации, нобезуспешно – за фондом уже ходила дурнаяслава.

А в 2004 годуHermitage Capitalскупил на бирже большой пакет акций«Сургутнефтегаза» и подал в суд наруководство нефтяной компании из-затого, что у компании на балансе находятсяякобы казначейские акции, которые онане погашает, но обязана это делать позакону. Суд закончился не в пользу фонда,но его последствием стала, к сожалению,повышенная закрытость нефтяной компании,что вызвало недовольство уже у другихминоритарных акционеров.

В 2006 годуБраудер попытался начать организованнуюкампанию против «Роснефти», которая натот момент готовилась к переходу наединую акцию и к международному IPO.Он пытался обвинить «Роснефть» в том,что в процессе перехода на единую акциюстоимость некоторых дочерних компаний«Роснефти» была сильно занижена. Доказатьв суде ему это не удалось, однако, какпозже предполагали некоторые СМИ,«Роснефть» из-за этого шантажа былавынуждена сдвинуть сроки IPOна более ранний период. В итоге компанияразместила свои акции дешевле, чемпланировала, и, соответственно, привлекламеньше средств, чем ожидалось.

Остановить«активность» Браудера смог только, попредположениям ряда СМИ, председательсовета директоров «Роснефти» ИгорьСечин, по инициативе которого, вероятно,Браудеру был запрещен въезд в Россию.А через некоторое время начались проверкифонда Hermitage Capital,которые показали, что фонд приобреталакции некоторых корпораций незаконнои не платил налоги с полученных доходов.На Браудера и его фонд в 2008 году в Россиизавели уголовное дело. HermitageCapital был закрыт, а самБраудер, сбежав из России, мгновенноначал кампанию по очернительству Россиии ее властей в глазах мировой общественности.

Кстати, именнопосле скандала с «Сургутнефтегазом» взападной прессе появились слухи о«миллиардах Путина», которому якобы ипринадлежат эти самые «казначейскиеакции» «Сургутнефтегаза». Кто стоял зараспространением этих слухов неизвестно,но слишком уж много «случайных»совпадений. Себе же самому господинБраудер создал образ пламенного борцаза права миноритарных акционеров, заоткрытость и прозрачность российскихкорпораций, причем такое доблестноеамплуа раскручивалось через наиболеерусофобские СМИ, где «борец за права»мимоходом не упускал случая заявить,что «Россия – отстой» (в оригинале этозвучало как «Russia sucks»),и что он видит свою миссию в том, чтобысделать Россию менее «отстойной»страной. О том, что для достижения этой«благородной» цели он использовалприемы обычных рейдеров и уголовников,Браудер деликатно умалчивал.

И еще одно«случайное» совпадение. Спустя немноговремени после ликвидации HermitageCapital, у Браудера появилсяпоследователь – никому неизвестныйюрист Алексей Навальный. Как юрист онсовсем немного работал по специальности,но зато имел довольно приличный опытобщения с западными НКО, финансирующимироссийскую либеральную оппозицию, вкачестве «перспективного молодогополитика», особенно после стажировкив Иельском университете. Скупив, какчастный инвестор, крошечные пакетыакций «Сбербанка», «Роснефти», «ВТБ» и«Транснефти», Навальный также попыталсяшантажировать эти корпорации,бездоказательно обвиняя их в непрозрачностии нецелевом расходовании средств, что,по его мнению, нарушало права миноритарныхакционеров. Напомню, что практическивсе крупнейшие корпорации в Россиивыпускают ежеквартально консолидированнуюфинансовую отчетность по международнымстандартам, проверенную ведущимимеждународными аудиторскими компаниями,а также имеют в своих структурах нетолько департаменты по связям сакционерами и инвесторами, но дажесоветы миноритарных акционеров, либорегулярно проводят встречи с миноритарнымиакционерами.

Попыткижесткого «наезда» со стороны амбициозногоюриста на крупнейшие корпорациизакончились полным провалом, так как вкрупных корпорациях ему объяснили,ссылаясь на законодательство, какиедокументы корпорация имеет право емупредоставлять, а какие нет, после чегодальнейшие попытки «наезда» сталибессмысленными. Успешного рейдера изНавального не получилось (так же, как иуспешного торговца лесом), зато получилсявполне успешный «лидер» либеральнойоппозиции, вот только ее в Россииподдерживает менее 1% населения.

Сейчас в интернете ходит немало информации,согласно которой Браудер и Навальныйбыли знакомы лично и, более того, оба,возможно, являются агентами британскойразведки. Можно к этим разоблачениямотноситься по-разному, однако бесспорноодно: наши «западные партнеры» неостановятся ни перед чем, чтобы нанестиущерб российской промышленности, в томчисле не откажутся от использования всвоих политических целях откровенныхжуликов, мошенников, воров и рейдеров.А главная среди таких политическихцелей – восстановление в России режима,похожего на ельцинский, при которомРоссия напрочь забудет о своихэкономических и политических интересахи будет послушно выполнять рекомендацииЗапада, а российские корпорации окажутсябессильными перед атаками западныхрейдеров. Поскольку на Западе из подобнойпублики делают диссидентов и мучеников«кровавого путинского режима», я неудивлена, что простой западный обыватель,который устал кушать всю эту лапшу, всебольше и больше разочаровывается вдемократических ценностях.

Автор - замдиректора аналитическогодепартамента Альпари