— 26 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Россия душит Прибалтику: в цифрах

Эстонская делегация в срочном порядке прибыла в Москву после информации о намерении России вдвое сократить транзитные перевозки

Каксообщают дятлы информационных агентств,эстонскаяделегация в срочном порядке прибыла вМоскву после информации о намеренииРоссии вдвое сократить транзитныеперевозки через балтийскую республику.В Таллинне нашли калькулятор иконстатируют,что такойшаг нанесет сильный удар по эстонскимпортам и железным дорогам.

Иэто воистину удивительно, потому чтоЭстония теряет российский транзит вотуже несколько лет подряд. И вот, наконец-то,глава компании Eesti Raudtee Сулев Лооотправился в Москву, чтобы разобратьсяв происходящем хотя бы с коллегами изРЖД и обсудить возможность доставкидополнительных партий груза.

РоссийскаяФедерация вообще и русские транспортникив частности не только давно об этомпредупреждали, но уже очень давно в этомнаправлении действовали. Десятьлет назад, то есть в 2006 году, Eesti Raudteeпринимала из России в среднем тридцатьдва с половиной поезда в сутки. А тольков прошлом году оборот государственнойфирмы Tallinna Sadam (Таллиннский порт) снизилсяна 15 процентов (до 94 млн. евро), а чистаяприбыль порта упала на 21 процент (до30,9 млн. евро). Ана этой неделе эстонские СМИ сообщилио решении России сократить в два разажелезнодорожные перевозки в направленииЭстонии — с 12 до 6 поездных пар в день.

Ивот это уже точно может вызвать серьезныйкризис в транспортной отрасли страны.

Приэтом Сулев Лоо сколько угодно можетговорить о том, что причины тутисключительно экономические, что нефтьупала в цене и Российская Федерациястала производить меньше мазута: это,мягко говоря, не совсем так.

Во-первых,несмотря на снижение нефтяных цен,валовая добыча нефти и переработка еена производные в России только выросли,и эта статистика неоднократно озвучиваласьи имеется в свободном доступе.

Во-вторых,несмотряна падение цен на нефть и ее производные,девальвацию рубля, финансовый кризиси санкции, российские морские порты задва года нарастили перевалку грузовпочти на 90 млн. тонн.

В-третьих,с точки зрения «чистой» экономики,российским предпринимателям совершеннопо флагу, где именно «таможить» грузыидущие в ЕС: на российско-эстонскойгранице или, допустим, в германских илиголландских портах: таможенные правилана всей протяженности границ ЕС вобщем-то одинаковы. И более того - настороне прибалтов тут по идее должныбыли выступать и проверенные логистическиецепочки, и привычные предпринимательскиесвязи: реальный бизнес в этом отношениивсегда был более чем консервативен.

Заприбалтийские порты говорило и ихтрадиционное и географически, рельефнои логистически удобное расположение:неслучайно в советские временавкладывались именно в них и в сопутствующуюим инфраструктуру: автомобильные ижелезные дороги, стыковочные узлы ит.д. И, тем не менее, новая Россия все-такипришла к тому, чтобы строить собственнуюинфраструктуру и собственные порты: втой же Усть-Луге, Приморске, Новороссийске,да много еще где.

Ипричины тут вполне прозрачны, и они нетолько экономические: посмотрите,допустим, на нынешнюю Украину и вы всепоймете. Российская Федерация простоне готова зависеть и экономически, иполитически от недружественных ейлимитрофов. И именно поэтому было приняторешение о вложениях в инфраструктурусвоих собственных портов. А не вложилаэти деньги во что-то другое, допустим,также весьма необходимую сеть внутреннихавтомобильных и железных дорог илиболее быстрое развитие того же Северногоморского пути. И теперь эти деньги, чтовполне естественно, надо отбивать.

Тутпроблема не в этом.

Проблемав том, что это случилось далеко не вчера,это случилось уже довольно давно, и то,что происходит сейчас, суть всего лишьпервые следствия принятых тогда решений.«Страдает»-то отнюдь не только Эстония:вон и Рижскийсвободный порт жалуется на значительныйспад объема перевозки грузов. Грузооборотпорта в первом квартале уменьшился посравнению с тем же периодом прошлогогода на 13,8% – до 9,1 млн. тонн. И этоготоже, мягко говоря, вполне разумно былобы заранее ожидать.

Такчто главакомпании Eesti Raudtee Сулев Лоо, кажется,некоторую малость опоздал: пытатьсянормально договариваться с русскиминужно было чуть раньше. Лет так эдак надесять, а то и больше. А теперь надо ужеуспокаиваться, заниматься экологическимтуризмом, ловить и уникально коптитьволшебные канцерогенные шпроты или,допустим, заготавливать вкусное эстонскоемолоко.