Выключатель для Северного потока - 2
20.02.2021
Дмитрий Медведев – немного либерал, немного нет
21.04.2016
Сразу же после вполне стандартного отчета нашего правительства перед депутатами Госдумы я увидела в социальных сетях немало высказываний о том, что либеральная политика правительства ведет нас (ненужное зачеркнуть): в тартарары, к революции (это почти одно и то же), к состоянию экономики Буркина-Фасо, к потере суверенитета страны и т.д. Подобные высказывания новизной не отличаются, да и в обществе принято считать, что в правительстве Дмитрия Медведева экономический блок состоит сплошь из либералов «наследников Гайдара», от которых народу не следует ждать ничего хорошего, при этом наш премьер-министр предоставляет им ничем не ограниченную свободу действий. Я решила проверить так ли это и проанализировала запись выступления главы правительства.
Приятным сюрпризом для меня стало то, что в выступлении премьера содержалось немало конструктивных идей и предложений. Так, глава правительства подробно рассказал о том, что делается для стимулирования импортозамещения (причем не только в продовольственной сфере), а также для поддержки сельского хозяйства, субсидии которому из бюджета сокращать не стали. И результаты заметны: в первом квартале 2016 года устойчивый рост по сравнению с аналогичным периодом 2015 года показали сельское хозяйство, а также пищевая, легкая промышленность, производство транспортных средств, нефтехимия. Медведев отметил как достижение, что правительству в первом квартале текущего года удалось избежать сокращения бюджетных расходов, «хотя в начале года это казалось неизбежным». Правительство сохранило очень важную для решения демографической проблемы страны программу «Материнский капитал» и, несмотря на кризис, даже приняло решение продлить срок ее действия до 1 января 2017 года.
Приоритетом государства премьер-министр назвал стимулирование развития инновационной экономики в России, чтобы «через 15-20 лет» выйти на уровень стран-лидеров, которые сегодня генерируют «на основе новых знаний коммерчески успешные решения». А структурное реформирование экономики, как и любые реформы, по мнению Дмитрия Медведева, не должно осуществляться «за счет людей». Премьер-министр также подчеркнул, что государство должно защищать своих граждан, а у граждан есть повод гордиться своей страной именно тогда, когда они чувствуют защищенность со стороны государства. Достижением правительства премьер фактически назвал то, что Россия больше не попрошайничает у МВФ, а также отметил, что Россия не должна допускать, чтобы ее захлестнула волна мигрантов, как сегодня Европу.
Все эти заявления не имеют ничего общего с неолиберальными экономическими концепциями свободной миграции труда, полной либерализации внешней торговли, минимального участия государства в экономике, реформ ради красивой отчетности перед МВФ и урезания бюджетных расходов при каждом удобном случае, чтобы, не ровен час, не увеличить инфляцию и не рассердить МВФ вместе со Всемирным банком.
Более того, я усмотрела здесь некое влияние идей Ха Джун Чанга, очень востребованного сегодня неоконсервативного экономиста из Южной Кореи, работающего в США. Этот экономист весьма убедительно доказал, что так называемое «южнокорейское чудо» стало возможно только благодаря опоре этой страны на собственные силы и политике жесткого протекционизма в отношении отечественной промышленности. МВФ, Всемирный банк и ВТО он жестко назвал «Нечестивой Троицей» и охарактеризовал их роль в мировой экономике как обслуживающую интересы самых богатых западных стран и крупного капитала. И в выступлении Дмитрия Медведева ярко прослеживаются аналогии с высказываниями Ха Джун Чанга, особенно в той части, где он говорил о приоритетной поддержке отечественного производителя и независимости нашей экономики сегодня от рецептов МВФ.
Так что же получается, те, кто обвинял нашего премьера в экономическом либерализме, должны признать свои ошибки, извиниться и больше никогда так несправедливо о нем не высказываться? К моему сожалению, ничего подобного им делать не придется. В выступлении главы правительства содержалось достаточно тезисов и заявлений, которые каждому либералу как бальзам на душу.
Так, премьер остается верен своему лозунгу, который стал его визитной карточкой еще на посту президента России в 2008-2012 годах, «нельзя кошмарить бизнес». О том, что некоторые бизнесмены, если им предоставить абсолютную свободу действий, начнут со временем «кошмарить» всю страну, премьер деликатно умолчал. Дмитрий Медведев также не видит ничего плохого в том, что у него в правительстве слишком много сторонников либеральной модели, наследников Гайдара и, в первую очередь, что в правительстве работает главный экономический либерал страны Аркадий Дворкович, чья выдающаяся роль в отечественной экономике народу, мягко говоря, непонятна.
Не видит Медведев и угрозы в том, что государство хранит часть резервов в долларах и евро, то есть не просто в мировых резервных валютах, а в валютах тех стран, которые ввели против нас санкции, и этот факт могут теоретически использовать как инструмент давления на Россию. При этом наш премьер выступает против жесткого государственного регулирования экономики. А почему он должен выступать «за»? Ведь тогда придется «кошмарить» бизнес, а этого наш премьер не допустит.
Некоторые из либеральных заявлений премьера совершенно «не бьются» с тем, что он же ранее говорил о приоритетной поддержке отечественного производителя и с тем, что делалось и делается в области осуществления такой поддержки. Получается, что Россия при такой экономической политике правительства выставляет заслон на пути поставок произведенного в ЕС и США продовольствия (что хорошо), а вот на миграцию капитала никакие меры поддержки национальной валюты не распространяются – доллар США для наших властей по-прежнему «священная корова». Вместе с Дворковичем, Силуановым, Улюкаевым и остальными, кто в правительстве последовательно проводит в жизнь неолиберальные идеи, выгодные разве что олигархам.
Вероятно, Дмитрий Медведев находится в процессе метаний между собственной либеральной идеологией и практикой, которая объективно подталкивает правительство к рациональным, консервативным решениям. Наверное, поэтому он сделал ряд противоречащих друг другу заявлений. Так, глава правительства выступает против повышения налогов до 2018 года, а также против введения прогрессивной шкалы налогообложения (что многим понятно), но одновременно поддерживая введение сбора на капремонт и новые поборы с владельцев транспортных средств (что вообще никому не понятно). Исходя из логики премьера, получается, что налоги на богатых увеличивать нельзя, иначе они все доходы спрячут в «серый бизнес», зато со стремительно нищающего среднего класса и бедных деньги в бюджет тянуть можно без проблем. Дмитрий Анатольевич, а как же Ваши слова о том, что государство должно защищать граждан?!
Интересно, что на Западе находится все больше сторонников неомарксистов, и, в частности, у французского экономиста, (называющего себя «политическим экономистом») Тома Пиккетти, который считает, что миллиардеров, занимающих первые строчки в мировых рейтингах толстосумов, и в первую очередь тех, кто создал свой капитал не в производственной деятельности (в том числе деятельности по управлению бизнесом), а заработал его как рантье, надо обложить налогом на капитал даже не в национальном, а в мировом масштабе. Но, видимо, у нашего премьера в силу его занятости не было возможности ознакомиться с идеями неомарксистов, или идеологически либерализм ему ближе.
Итак, итоговый анализ текста отчета Медведева перед Госдумой приводит к интересным выводам о реальных экономических взглядах главы правительства. По самым грубым подсчетам у меня получилось, что очень приличную часть (49%) ключевых заявлений премьер-министра можно назвать вовсе не либеральными, а, как это ни удивительно, неоконсервативными. В то же время 25% заявлений премьера характеризует его, наоборот, как убежденного экономического неолиберала. А 26% оставшихся заявлений говорят о том, что глава правительства, несмотря на все красивые лозунги о защите граждан, видит главную задачу государства в том, чтобы просто раздавать деньги из бюджета гражданам и предприятиям на благие цели: социальную поддержку и развитие отечественного производства. Однако когда случится кризис, и денег не будет хватать на всех, государство в любой момент может изъять обратно то, что раздало, причем изъять у наименее богатых социальных групп, что отвратительно.
Исходя из этого выступления, очень сложно сделать вывод о том, кем же Дмитрий Медведев на самом деле является по убеждениям. Вроде бы немного либерал, а вроде бы немного нет… Но ясно одно, что единой экономической стратегии, идеологии и плана действий на будущее наше правительство не имеет. Есть только некий комплекс пожарных мер на случай, если в экономике все станет совсем плохо, но на таких мерах далеко не уедешь.
20.02.2021
25.01.2021
27.04.2020
01.11.2019
07.10.2019
05.10.2019
09.09.2019
15.08.2019
03.08.2019
31.07.2019
23.07.2019
11.07.2019
08.07.2019
22.05.2019
17.05.2019
24.04.2019
24.04.2019
11.04.2019
07.04.2019
06.04.2019