— 18 октября, 2021 —
 
Политика России

Это разминирование страны. К идее укрупнить регионы России

Опыт показывает, что глава Совета Федерации озвучивает инициативы, решение по которым в Кремле уже принято и оно вступает в стадию реализации.

На днях произошлособытие, вызвавшее широкий резонанс вузких кругах. Сначала председательСовета Федерации Валентина Матвиенкосделала заявление о назревшем укрупнениироссийских регионов. А затем сенаторСергей Калашников озвучил возможныеварианты объединений, предполагающие,по сути, создание суперсубъектов, которыеобъединят в себе крупные регионы, причемречь может идти как об областях, так инациональных республиках.

Выступление одногосенатора можно было бы списать на еголичное мнение, но опыт показывает, чтоглава Совета Федерации озвучиваетинициативы, решение по которым в Кремлеуже принято и оно вступает в стадиюреализации. Синхронность комментариевиз верхней палаты парламента не оставляетсомнений, что речь идет о преднамеренномвбросе инициативы в информационноеполе для ее тестирования и адаптации кней общественного мнения.

Для того, чтобы понять,зачем это нужно Кремлю, вопрос «какиевыгоды планируется извлечь из реформы?»является вторичным. Главным являетсядругой вопрос: какие ключевые угрозы ипроблемы несет в себе нынешнеетерриториальное устройство страны?

А главных угроз две.

Первая – относительноновая, советского происхождения –национально-территориальный принцип,положенный в основу значительного числароссийских регионов. Именно он был той"миной замедленного действия",которая взорвалась в конце 1980-х и в итогеобозначила линии развала СССР.

Россия же по сей деньнесет в себе ту же угрозу.

Да, насколько возможнона данный момент, она купирована.Территориальная целостность страныстрого защищена законодательно. Такжев законе ликвидирована возможностьсоздания новых территориальных субъектов(и политических партий) на этническойоснове. Но опыт последних десятилетийпоказывает, что закон – дело не слишкомнадежное, и в кризисные периоды можетбыть легко отброшен в сторону.

Чтобы решить проблемукардинально, России надо постепенноуходить от этнического принципа делениятерриторий. Однако делать это надо оченьделикатно, чтобы не оскорбить национальныечувства соответствующих групп. Не можетбыть речи ни о какой насильственности.Гипотетическое укрупнение регионов –дело постепенное, неспешное, с соблюдениемвсех положенных процедур, включаяреферендумы. Ну, а то, что первыми дляобъединения предложены русские области,также является прозрачным намеком, чтоименно им стоит подать позитивный примерв данном вопросе.

Вторая угроза – оченьдавняя, если не сказать древняя –специфика традиционных взаимоотношениймежду народом, властью и верховнойвластью в России. Тут мы имеем крайнезапутанный клубок, в котором переплелисьисторическая склонность к централизациивласти и автократии, общественныеустановки «хороший царь, плохие бояре»,«строгость законов компенсируетсянеобязательностью их исполнения» ит.д. и т.п.

Главным итогом этого«клубка» является то, что в конечномитоге руководитель государства в Россииотвечает за все, включая разбитый асфальтпод окнами дома и длинные очереди врайонной поликлинике.

Это откровенно опаснаяситуация, поскольку в сложные кризисныевремена, которые случаются у всех, дажебытовое недовольство людей можнообратить в политическое, что в итогеможет сработать на дестабилизациюгосударства.

Соответственно у Кремляесть непосредственный интерескорректировать традиционное восприятиевласти в российском обществе, разноситьв глазах граждан сферы ответственностипо разным уровням, принуждать местныеи региональные власти брать на себя инести ответственность по собственномукомплекту полномочий.

Этот процесс уже идетполным ходом. Разумеется, для некоторойчасти регионов (вернее, их властей)подобное положение вещей не комфортно.Развитие субъектов федерации чем дальше,тем отчетливее становится не претензиейи требованием к федеральному центру, азоной ответственности региональныхвластей. Причем оправданий для неуспешныхстановится все меньше, поскольку вналичии уже достаточно большое количествопримеров интенсивно развивающихсярегионов, причем находящихся в похожихусловиях. Почему Калужской областиудалось реализовать масштабную программуреиндустриализации, а ее соседям нет?Почему Белгородская область живетсущественно лучше Курской, а Липецкая– лучше Воронежской? В большинствеслучаев ответ сводится к качествууправления соответствующих регионов.

В то же время, разумеется,бывают ситуации, когда депрессивностьрегиона вызвана объективными факторами,преодолеть которые в текущем форматепрактически невозможно. Крошечная инесчастная Еврейская автономная область,находящаяся на самом краю географии,выглядит особенно печально на фоне кудаболее преуспевающих соседей, особенноХабаровского края.

Такие объективнопроблемные регионы являются в конечномитоге головной болью федеральногоцентра. Пока, во всяком случае.

Объединение регионовпозволит Кремлю купировать и этупроблему.

С одной стороны,объективно депрессивные регионы получатстимул к развитию, влившись всоциально-экономическую систему болееуспешных и благополучных соседей. Приэтом ситуация на этих территорияхперестанет быть проблемой Кремля, астанет заботой руководства укрупненногорегиона.

А с другой стороны, там,где субъекты федерации демонстрируютслабые показатели из-за плохогоуправления, региональные элиты получатстимулирующий «волшебный пендаль»,поскольку окажутся перед фактом, чтоих вот-вот подомнет под себя болееэнергичная и квалифицированная элитасоседей.

Таким образом, в пользуукрупнения регионов есть свои оченьсерьезные доводы. Но и риски там тоженемалые.

Очевидно, что у элитряда регионов (как национальных, так ирусских) эта идея как минимум не вызоветэнтузиазма. Так что вполне можно ожидатьсерьезного противодействия этой идее.Вопрос только в том, какие формы онопримет. Главное, чтобы все оставалосьв рамках Конституции, закона и парламентскихпроцедур, и не приняло те или иныенеконвенциональные формы.

Но тут тоже не все такпросто, потому что – надо же какоеудивительное совпадение! – в результатенедавнего создания Росгвардии всевнутренние силовые структуры, включаярегиональные, и контроль за оборотоморужия переподчинены напрямую федеральномуцентру, более того – лично президенту.

В Россиитакие поразительные стечения обстоятельствтеперь на каждом шагу.