— 24 апреля, 2024 —
 
Переток

Новые энергетические проекты и усиление влияния России на Кавказе

13 апреля в столице Армении состоялась встреча министров энергетики России, Грузии, Армении и Ирана

13 апреля в столице Армении состоялась встреча министров энергетики России, Грузии, Армении и Ирана, на которой они заключили соглашение о создании единого энергетического рынка. Для этого были запланированы совместные двусторонние проекты между всеми участниками.

Проект России и Грузии заключается в синхронизации электросетей обеих стран. Проект Грузии и Армении заключается в постройке трансграничной линии электросетей к концу 2018 года. Армения и Иран планируют сооружение 400 кВ электрической линии, которая будет снабжать электроэнергией Иран из Армении в обмен на поставки иранского природного газа. Проект будет закончен к концу 2017 года. По завершении этих проектов электросети всех 4-х стран смогут поддерживать общую мощность в 1,200 МВт, которая достаточна для поставок любого типа: коммерческих, бартерных и т.д.

Такого рода проекты несомненно укрепят отношения между странами, позволяя сотрудничать не только в области энергетики, но и экономических вопросах, усиливая общую интеграцию в Кавказском регионе.

На первый взгляд проекты такого рода выгодны всем их участникам. Однако нужно учитывать, что экономическое сотрудничество особенно в таком проблемном регионе, как Кавказ, никогда не может существовать само по себе. Оно строится на долгосрочных политических расчётах и выливается в геополитические последствия.

Россия несомненно планирует сделать всё для укрепления своих позиций на Кавказе и в Евразии, а недавние энергетические соглашения немало способствуют этому. Прежде всего Россия создаёт обширное энергетическое ( а значит и экономическое) пространство для кооперации от её границ до Ирана, где Россия хотя бы в силу её размеров будет однозначно доминировать.

Во-вторых, обязывает Грузию сотрудничать в энергетической сфере, что возможно сделает Грузию зависимой от энергетических поставок, от которых ей удалось уйти во время обострения отношений в 2004-2008 гг.

Вероятно энергетические проекты ещё больше сблизят Москву и Ереван. Даже недавние общественные протесты в Ереване против продажи оружия Азербайджану, а также против общего влияния Москвы на политику страны не могут этому помешать.

Далее совместный энергопроект с Ираном укрепляет ирано-российскую геополитическую ось на Кавказе и Ближнем Востоке. Доступ Ирана на энергетический рынок Армении не опасен для Москвы, а наоборот предоставляет выгоду для обеих главных анти-Западных сил — России и Ирана.

Кооперация России, Армении, Грузии и Ирана в энергетической сфере отодвигает Азербайджан, который с середины 1990-х всегда принимал участие в энергетических проектах, на вторые позиции, что может спровоцировать стремление Баку к установлению более тесного сотрудничества с Москвой. К слову, Азербайджан стал главным покупателем российского вооружения в последнее время.

Интересно, что Москва настолько уверена в своей твёрдой и неоспоримой позиции на юге Кавказа, что абсолютно не заботится о реакции Армении на продажу вооружения Азербайджану, который является их главным противником в регионе. В любом случае, Москва намерена разыграть выигрышную партию, осуществив новые инфраструктурные энергетические проекты, и продолжая успешно сотрудничать в том числе и с Азербайджаном.

В общем можно сказать, что Россия достаточно активно работает над изменением баланса сил в регионе. По мере развития проектов прояснятся и геополитические перспективы. Хотя, Москва вряд ли ограничится лишь этим шагом для укрепления своих позиций.

Источник: Селадо