— 22 октября, 2021 —
 

О фестивале русской словесности в Крыму

​С одиннадцатого по четырнадцатое мая в освобожденном Крыму, в русском городе-герое Севастополе пройдет 1-й международный фестиваль русской словесности

Содиннадцатого по четырнадцатое мая восвобожденном Крыму, в русском городе-героеСевастополе пройдет 1-й МеждународныйФестиваль русской словесности «Точкасборки», в рамках которого будет впервыевручаться учрежденная при поддержкегубернатора Таврическая литературнаяпремия.

Почемуэто важно.

Во-первых,потому, что Севастополь - это, простите,Крым.

Местодля русской литературы ничуть не менеесакральное, чем, допустим, для русскойистории. Здесь, к примеру, в 1820 годубродил по Керчи, Гурзуфу, Бахчисараю иСимферополю молодой Александр Пушкин.Останавливался на виноградникахБроневского, бродил по горам, путешествовалморем «мимо полуденных берегов Тавриды».Ездил на лошадях на вершину Аю-Дага,ходил на лодках к мысу Суук-Су.

Здесь,в Севастополе, на 4-м бастионе, на Малаховомкургане и в знаменитом сражении приЧерной речке дрался поручик от артиллерииграф Лев Николаевич Толстой. И именноздесь он не только получил орден «СвятойАнны 4-й степени» за храбрость, но инаписал первый из своих «Севастопольскихрассказов», благодаря которым странаполучила не только блистательногоофицера-артиллериста, но и великогорусского писателя.

Здесь,неподалёку, в Ялте, с 1898 года большуючасть времени проживал и писал неизлечимобольной туберкулезом Антон ПавловичЧехов, лишь изредка выезжая в Москву.

Здесьнебольшой крымский поселок Коктебельстал одним из величайших символов«серебряного века русской литературы»,благодаря знаменитой, наверное, на весьмир «даче Максимилиана Волошина».

И,в общем-то, было бы даже, наверное,странно, если бы Фестиваль, который помысли организаторов, «долженвыйти за пределы писательских«междусобойчиков» и «компаний длясвоих», и уже по одному этому станетединственным в своём роде литературнымсобытием в России» (с), проводился где-тов другом месте.

Во-вторых,к сожалению, последние два десятилетия,скудные в смысле культурной жизни вРоссии, фактически ликвидировали самопонятие «литературного процесса»,превратив его в вечную вялотекущуюсклоку между «как бы постмодернистскими»и как бы «постсоветскими консерваторскими»кланами, не живую и никому, по сути, неинтересную.

Инеслучайно ведь, спроси кого из читающейпублики хоть одну фамилию лауреатабесчисленных «литературных премий»,так в лучшем случае одного Прилепина и вспомнят. Да и то не потому,что премии получал, а потому, что ездилв Донбасс и ведет программу на телевидении.И не потому, что Прилепина никто нечитает – Захара-то как раз читают. Просто в массовомсознании «писатель Прилепин» и «лауреатлитературных премий Прилепин» не взаимосвязаныи живут как бы сами по себе.

Иэто и означает только одно: отсутствиесамого понятия «современного русскоголитературного процесса» в сознаниимассовой читательской аудитории.

Ихотя мы, к сожалению, не настолькоидеалистически-наивны, как организаторыФестиваля и оттого не предполагаем, чтоодно, даже собирающееся стать ежегодныммероприятие может эту ситуацию переломить,но как тенденция, как тренд – это уже влюбом случае как минимум интересно. Иза этим событием, особенно в сочетаниис пропитанным русской литературой самимвоздухом русского города-герояСевастополя, с нашей точки зрения,обязательно следует проследить.