— 24 апреля, 2024 —
 
Политика России

«Яблоко» Навального и «Яблоко» здорового человека

​Крах так называемой «демократической коалиции» во главе с ПАРНАСом Касьянова очевидно не поможет оставшимся в одиночество владельцам партийного бренда «ПАРНАС»

Крах так называемой «демократической коалиции» во главе с ПАРНАСом Касьянова очевидно не поможет оставшимся в одиночество владельцам партийного бренда «ПАРНАС» достичь сколько-нибудь удобоваримого результата на выборах в Госдуму. Но политических проблем развод этот добавил прежде всего Алексею Навальному, чья «Партия прогресса» не может выдвигать список кандидатов в Государственную думу в силу отсутствия официальной регистрации.

Да, Касьянов лишился яркого «фронтмена», политика с известностью, командой, репутацией и «избирательной машиной», доказавшей эффективность в Москве, но и «фронтмен» теперь оказывается в весьма тяжелой ситуации. Когда ни команда, ни известность, ни технологии не позволяют сами по себе ему участвовать в избирательной кампании.

Нужна партия-партнер. Причем не просто партия, обладающая теоретическим правом участия в избирательной кампании вроде «Демвыбора» Милова, а партия, без всяких «но» и «если» имеющая возможность регистрации своего списка.

Собрать 200 тысяч подписей, из которых только 15% могут быть собраны в одном субъекте федерации – тяжелая, если не сказать невыполнимая задача для «Демвыбора». Именно это ставит Навального перед альтернативой – пропустить избирательный цикл или попробовать договориться с одной из 14 имеющих возможность выдвигаться без сбора подписей политических сил. Даже беглый взгляд на их список заставляет предположить, что такой партией теоретически может быть только «Яблоко».

Яблоко для «Навального» — партия не просто понятная, но и родная. Именно там – в московском отделении — он начал и добился первых успехов своей политической карьеры, стал известным в оппозиционных кругах человеком. Именно оттуда он был изгнан в 2007 году с официальной формулировкой «за неприемлемый для партии национализм». Сам он, впрочем, предпочитал описывать свой развод с «Яблоком» как следствие непримиримых противоречий с Явлинским по поводу лидерства в партии. Проще говоря, Явлинский испугался, что партию у него молодой и активный Навальный может забрать.

Прошло 10 лет. Сегодня Навальный – не претендент на лидерство в стареющей и теряющей позиции партии, а признанный лидер совершенно определенного крыла оппозиции, человек занявший второе место на выборах мэра Москвы. Но шутка в том, что ему нужна партия с правом выдвигать депутатов. Иначе ключевой избирательный цикл пройдет мимо него и его сторонников.

Так возможен ли альянс между «Яблоком» и Навальным? Каковы его риски и перспективы?

А вот с «Яблоком» ситуация интереснее. Нужен ли «Яблоку» Навальный? И какие риски несет сотрудничество с ним? И тут ситуация выглядит уже совсем не так однозначно.

Во-первых, избиратели. «Яблоко» — партия коллективного Клима Самгина. Интеллигенция, причем интеллигенция «взрослая», вечно мятущиеся души, вечно сомневающиеся, рассуждающие о выборе, праве на него, но никогда не делающие этот самый выбор, не принимающие его последствия. Учителя, врачи, преподаватели, тонко чувствующие ужас бытия чиновники (таких раньше было много, сейчас осталось не очень, но осталось).

Навальный брутален для них. Это человек, требующий повиновения и себе, и цели – весьма четкой – и снова себе, как земного воплощения цели. Революционер совершенно антисамгинского типа. «Не рефлексируйте, распрстраняйте».

Для яблочной интеллигенции такой стиль малоприемлем. Может ли произойти объединение «братьев Навального» с мятущимися интеллигентскими душами за сорок? Скорее нет. Для «навальнистов» «Яблоко» скомпрометированный бренд, для «яблочников» навальнисты – экстремисты, радикалы. Опасные друзья националистов, революционеров и прочих «сомнительных личностей».

Второе, партийная структура. «Яблоко» — партия старая. Люди там давно и хорошо друг друга знают. Там сложилась своя партийная бюрократия – не чета конечно бюрократии ЕР или КПРФ – но вполне себе. На твердом фундаменте этой бюрократии надежно покоится власть Григория Явлинского. Плоть от плоти ее – формальный лидер партии Слабунова. Люди связаны договоренностями, обязательствами – формальными и неформальными.

Об этом, кстати, сам Навальный и пишет в социальных сетях в логике: «Касьянов? Явлинский? Хорошие ребята! Но их лидерство – не безусловно, а обсуждаемо. Пусть поработают с людьми, с «новым поколением» (о ужас этих страшных слов для «великих людей» 90х!), пусть пройдут праймериз – а потом и определимся, кто тут у нас первый, а кто второй, третий или вообще пенсионер». Навальный неизбежно предложит Явлинскому зайти на свою территорию – блоги, «движ» в интернете и так далее — ровно в той логике, в которой предлагал Касьянову.

И постарается там похоронить. Сила и слабость Навального одновременно – его резкость, стремление играть с нулевой суммой в любой, даже не располагающей к этому ситуации. Сила – потому что многих он обескураживает и берет своим напором, слабость – потому что если противник по какой-то причине отказывается играть и выходит из-за стола – как Касьянов сейчас или Элла Памфилова с выборами в Балашихе некоторое время назад – Навальный сам оказывается у разбитого корыта.

Альянс с Навальным, формально закрепленные обязательства перед ним – для Слабуновой – шаг к концу только начавшейся карьеры федерального политика, а для Явлинского – досрочный и неизбежный выход на пенсию. Ни о каких президентских выборах 2018 года в этом случае речи быть не может. Ну и для бывшего начальника и покровителя Навального Митрохина это станет, пожалуй, последней политической неудачей, которая окончательно перечеркнет его яблочную карьеру.

А были ведь и славные времена! И «Яблоко» живет надеждой на их возвращения, не без оснований полагая, что беднеющая интеллигенция, вынужденная сокращать потребление, вернется к привычным ей размышлениями о тщете всего сущего и глобальной несправедливости всего и вся, а значит снова начнет голосовать за «Яблоко».

Возможно, для внутрипартийной оппозиции вроде Шлосберга партнерство с Навальным станет очередным шансом, но сама по себе эта оппозиция весьма слаба. «Яблоко» было и остается весьма консервативной структурой, рычаги управления в которой принадлежат вполне – как показал выбравший Слабунову Съезд – вполне понятной группе функционеров.

Итак, альянс с Навальным оборачивается настоящим «кошмаром «Яблока». Это тот самый выбор, который не отыграть назад и который будет иметь неизбежные последствия. И частные – для партийных лидеров, и идеологические, и организационные. Вряд ли партии, заключившей союз – пусть даже сколько угодно «тактический» с Навальным – можно ожидать, что к ней будут относится как к «системной оппозиции». ПАРНАС, к слову, в отличие от «Яблока» никогда не претендовал на такой статус. И идеология, и методы, и цели, и задачи бывших партнеров Навального не предусматривали никакого сотрудничества с властью. Только конфронтация, только хардкор.

Но для коллективного Клима Самгина, для «Яблока», которая даже по Крыму определится не может и предлагает «еще раз провести референдум» — резкий разрыв с системным полем представляется смерти подобным. Неизбежный в случае такого разрыва уход отделений, внутренние конфликты и раздрай поможет людям Навального прийти к контролю над партией и ускорит уход на пенсию Явлинского и Слабуновой.

И они не могут этого не понимать. Пожалуй, именно этот последний прагматичный аргумент – самый надежный для объяснения того, почему вероятность возвращения Навального и сторонников в Яблоко стремится к нулю. «Яблоко» в этом случае перестанет быть «теплым, ламповым» «Яблоком» постоветской интеллигенции. И вряд ли Явлинский и партийная бюрократия рискнет это допустить. По крайней мере пока Явлинский видит себя кандидатом в Президенты’2018.

Источник