— 29 мара, 2024 —
 
Экономика страны

Незачем так спешить продаться иностранцам. Д. Медведев и импортозамещение

Премьер сообщил, что критерием успешности импортозамещения должен стать спрос на нашу продукцию на мировом рынке

Дмитрий Анатольевич Медведев сообщил, что критерием успешности импортозамещения должен стать спрос на нашу продукцию на мировом рынке. В связи с этим возникает вопрос – какую, собственно, продукцию он имеет в виду.

Если, например, речь идёт об успехах российского животноводства, заменившего импортную птицу и мясо – то вряд ли есть смысл бороться за мировой рынок, где и так несметное количество производителей данной продукции, причём такие производители субсидируются и поэтому конкурировать с их товарами мы заведомо не можем, да и не должны.

Если речь идёт, допустим, о замене импортных самолётов отечественными – то тут всё упирается не в авиатехнику – по этой части у нас всё и так неплохо – а в сервис. Наши конкуренты бьют нас в первую очередь именно налаженным сервисом, поэтому, скажем, известный нам «Сухой Суперджет» бурно критиковали за то, что в нём использовали много зарубежных компонентов. Но дело как раз в том, что авиационный двигатель, например, «Роллс-Ройс» могут в любом крупном аэропорту заменить в считанные минуты, а в аэропорт помельче могут доставить в течение нескольких часов попутным рейсом новый двигатель с ремонтной бригадой из ближайшего сетевого центра.

У нас пока такой сервисной сети нет, поэтому импортозамещение в нашей авиации не может обеспечить нам быстрый успех на зарубежных рынках, зато мы вполне в состоянии обеспечить подобный уровень обслуживания на наших внутренних рейсах, особенно местных. Это очень много, поскольку в 90-е была загублена именно местная авиация – достаточно вспомнить, что аэропорт Быково, предназначенный для ближних рейсов, в 1990-е был практически уничтожен, и сейчас считается выгоднее создать новый аэропорт в Остафьево или превратить в пассажирский аэропорт военную авиабазу, чем восстанавливать Быково. Тут для импортозамещения непочатый край работы.

И так далее. По десяткам направлений хозяйствования мы убеждаемся, что при импортозамещении нам не обязательно продаваться именно во внешний мир. Нам нашего внутреннего рынка хватит на долгие десятилетия восстановления того, что разрушено. Более того: он вполне достаточен для того, чтобы на нём окупались многие из высокотехнологичных разработок.

Не нужно непременно привязывать рост экспорта к импортозамещению. Это задачи хоть и важные, но принципиально разные. Более того: весь мировой опыт показывает, что прорываться на международный рынок куда проще, имея уже за плечами решённую задачу импортозамещения.