— 19 апреля, 2024 —
 
Общество

​Не бросай товарища в бою. Памяти Балабанова

В среду будет три года со дня смерти культового режиссера современной буржуазной России Алексея Балабанова

В среду будет три года со дня смерти культового режиссера современной буржуазной России Алексея Балабанова. Балабанов был режиссером почти двух десятков фильмов, среди которых культовые «Брат» и «Брат-2», а также «Мне не больно», «Жмурки», «Война». Осенью в год своей смерти он должен был начать новый проект, собирался снимать ленту о молодости Сталина. Наверно, интересное бы кино получилось. Разрыв шаблонов как у «либералов», так и у «патриотов», мыслящих штампами.

С распадом Советского Союза начались крутые 90-е. Со смертью СССР закончилось доброе и сентиментальное советское кино. Благодаря времени, а может, и частично вопреки нему, у нас появилось новое крутое кино о новой крутой реальности. На телеэкраны и в коммерческие ларьки, торгующие пиратскими видео кассетами, одновременно массово хлынула недоступная ранее американская кинопродукция. И Голливуд, конечно, тоже был крут. Только у нас в России было кино не про вымышленные истории, а про нашу реальность. Балабанов сумел донести до зрителей смысл того времени, то, чем дышала тогда страна и простые люди.

Конечно, как мастер он намного глубже и шире, достаточно вспомнить снятый по сценарию Сергея Бодрова-младшего и булгаковским мотивам «Морфий». Но значительная часть людей моего поколения, родившихся в 70-х, навсегда запомнят его как художника последней смуты. Смуты, которую он блестяще высмеял в своих "Жмурках", которые, с моей точки зрения, являются лучшей черной комедией всего мирового кино.

Балабановские темы актуальны только для русских и понятны только им. Хорошо помню, как весной 2002 года в одном из московских кинотеатров около старого Арбата после просмотра «Войны» зал аплодировал стоя. «Война» для меня всегда была ближе, чем оба «Брата». При этом, что для меня сначала было удивительно, "Война" нравилась и русским, и чеченцам. Конкретный балабановский фильм, конечно, дело вкуса, но многие в то время, "чтобы выжить и победить", внутренне сравнивали себя с известными балабановскими героями.

Именно его герои красиво и четко объяснили нам, что жизнь жестче и проще, чем кажется. Главное - не обманывай доверившегося, не бросай товарища в бою. Бедным быть не стыдно, стыдно продаваться. А в остальном — будь что будет. Конечно, у каждого из нас была своя абсолютно личная история, однако любая из них требовала силы духа. И эту силу давали фильмы известного режиссера. Именно силой духа, изначального, если хотите первобытного животного русского духа, всегда отличались фильмы Балабанова.

Именно за это его картины упрекали наша либеральная интеллигенция и некоторые представители церкви. Для них русский должен быть слабым и жалким, кающимся за свое прошлое и настоящее.

Вместе с тем — даже либералы и жесткие критики режиссера из ортодоксального коммунистического лагеря всегда отдавали дань его профессионализму и творческой силе.

Фильмы Алексея Балабанова – это качественное национальное кино. И они появились раньше, чем нынешняя Россия, успешная страна успешных людей, которые привыкли рассчитывать только на себя и всегда отвечать за свои слова и поступки. В России капитализм, Россия – один из самых перспективных и жестких рынков мира. Иногда на жизненное решение есть несколько минут. А от него зависит твоя судьба на многие годы. Говорят, что Бог забирает художника на небо, когда он полностью выполнит возложенную на него Всевышним миссию. Миссия выполнена, художника нет с нами уже три года. Но его фильмы вечны. Когда нам хочется расслабиться после трудного дня, мы снова ставим Жмурки, а когда нам нужно собраться или просто сверить часы – Брата или Войну.