— 29 мара, 2024 —
 
Войны

Анатолий Вассерман: что я не смог сказать об этой войне на Первом канале

Почему американцы не хотят сотрудничать с нами в борьбе против террористов в Сирии

Вчера на передаче «Время покажет», помимо всего прочего,обсуждался вопрос, почему Соединённые Государства Америки резко отказалиськоординировать с Российской Федерацией свои действия против т. н. ИсламскогоГосударства или, как оно называлось первоначально, Исламского Государства Иракаи Леванта.

Левант — это практически всё Средиземноморье: это старое названиеэтого региона, и из этого названия уже видно, каковы аппетиты этойтеррористической группировки. И группировка вполне официально признанатеррористической, решение это принято на уровне Совета безопасности ООН, причёмдело не только в ООН, а ещё и в том, что первыми объявили её террористическойсами американцы, а потом эта группировка ещё долго, упорно и разнобезобразнодоказывала свою террористическую природу с помощью множества рекламных роликовмассовых убийств, отснятых в лучших голливудских традициях, чтобы уже никто несомневался, что организация преступная.

Тем не менее, когда Российская Федерация предложила скоординироватьбоевые действия, американцы в очень резкой форме отказались и несколько разповторяли, что ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах они не будуткоординировать с Российской Федерацией свою деятельность в Сирии, в том числе идеятельность, направленную против этой самой группировки.

В то же время довольно активно обсуждается возможность взятияамериканцами города Ракка. Это столица одноимённой провинции Сирии, причём вэтом городе сосредоточена значительная часть всей деятельности этой самойгруппировки ИГИЛ во всех отношениях, включая сюда и подготовку боевиков, иразличную финансовую деятельность, и прочее, и прочее. Этот город сейчасименуют столицей ИГИЛ. Столицы в строгом смысле слова у ИГИЛ в принципе нету,поскольку это всё-таки далеко не государство, и более того — они ведутактивность практически в том же объёме ещё во многих местах. Тем не менееименно Ракка стала символом ИГИЛ, и именно взятие Ракки считаетсясвидетельством безоговорочной и окончательной победы над ИГИЛ, и американцы нераз грозились взять Ракку, и не очень понятно, как они, собственно, собираютсяэто делать, если у них в регионе фактически нет собственных наземных сил (да ис военно-воздушными силами тоже не слава богу, учитывая, что они бомбят позицииИГИЛ уже года три, по их собственному утверждению, и за это время ареалраспространения ИГИЛ существенно вырос).

Спрашивается: на что американцы рассчитывают и почему не хотят снами сотрудничать?

К сожалению, в ходе передачи из-за того, что на неё всегдаприглашают очень много народу, а времени для содержательных высказыванийпрактически нету, особенно учитывая, что несколько традиционно приглашаемыхгостей так же традиционно вступают между собою в ожесточённую перепалку, и,когда она начнётся, уже кроме них никто не может рта открыть.

По всему поэтому у меня элементарно не хватило времени на то,чтобы высказать свою мысль по этому поводу и приходится её излагать в режимеTreppenwitz, то есть дословно «лестничная шутка» — имеется в виду шутка,приходящая в голову, когда вы уже уходите, но в данном случае, честное слово,пришло мне это в голову не после передачи, а непосредственно в процессе, ипросто не было возможности это там сказать.

Мысль следующая. И ИГИЛ, и другая, схожая с ней и тоже вполнеофициально признанная террористической по американской инициативе группировкаДжабхат ан-Нусра ли-Ахли-ш-Шам имеют общее происхождение.

Полное название «ан-Нусры» дословно переводится «Фронт помощинароду Аш-Шама», а Аш-Шам — это по-арабски Сирия — то есть это фронт помощинароду Сирии. Но в данном контексте это может пониматься и как весь Левант, тоесть, всё восточное Средиземноморье. Почему я об этом так подробно рассказываю— потому что это важно, чтобы оценить объём претензий этого самого фронтапомощи народу.

Так вот, фронт ан-Нусра — этот отделение Аль-Каиды на территорииСирии, хотя обладающее изрядной организационной автономией, а в свою очередь,Аль-Каида в переводе, как известно, «основа, база», и первоначально этоназвание означало базу данных по выплатам наёмным боевикам из бюджетаСаудовской Аравии и Соединённых Государств Америки. В Исламском Государстветоже часть кадров составляют бывшие военнослужащие армии Ирака, которыхвытолкали с работы за то, что они входили в партию Арабского социалистическоговозрождения (но эта партия играла в тех краях примерно ту же роль, какую, скажем,коммунистическая партия играла в Советском Союзе, а сейчас Единая Россия играетв Российской Федерации) то есть, это, по сути, партия власти, то естьорганизация, в которую необходимо входить, чтобы сделать приличную служебнуюкарьеру.

И, естественно, значительная часть военнослужащих Ирака входила вэту самую партию просто потому, что это было необходимо для служебной карьеры,и естественно они не занимались ни политической деятельностью, ни административной,то есть их уволили просто потому, что американцы хотели всюду поставить своихлюдей.

Но в принципе это люди, хорошо знающие, что такое армейскаядисциплина и умеющие себя вести, как говорится, по любую сторону от мушки.Более того, на протяжении довольно долгого времени эта организация довольнопослушно помогала американцам и саудовцам сбросить законную власть в Сирии иразгромить народ, поддерживающий эту власть. И весь конфликт порождён, по сути,только тем, что они в какой-то момент решили не ждать выплат от американцев, адобывать деньги самостоятельно путём продажи нефти, уворованной с иракских исирийских нефтепромыслов, причём не знаю как насчёт сирийских, но иракские онинесомненно считают своими, законно им принадлежащими.

Так вот: исходя из всего этого я полагаю, что американцырассчитывают на развитие событий по формуле «милые бранятся — только тешатся».То есть они либо полагают возможной договорённость, либо уже договорились — яэто тоже не исключаю, что в какой-то важный момент эти люди просто сдадут имРакку. Естественно, сдадут не просто за красивые глаза, а в обмен на какие-тодостаточно серьёзные денежные выплаты или организационные послабления. Разумеется,террористическая структура никуда не денется, она просто перебазируется вкакое-нибудь более удобное место, скажем, перейдёт в другую часть той же Сирииили, допустим, полностью сосредоточится в Ираке, но главное — что американцыполучат возможность совершенно беспрепятственно войти в Ракку, заявить: «вот,наконец-то наша стратегия одержала решающую победу над проклятым террором,спасибо, конечно, русским, которые нам в этом деле в последний момент смоглинемного помочь, но главное — что мы победили».

Естественно, пока хотя бы теоретически возможна такаядоговорённость, американцам крайне невыгодно договариваться с нашими военными окакой бы то ни было форме взаимодействия.