— 26 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Всё, что полезно знать о русской криптовалюте

​Будущее криптовалют в России: появится ли «русский биткоин»

На днях российскую финансовую общественность взбудоражила новость: в России может появиться собственная криптовалюта. Заявил об этом не кто-нибудь, а замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный.

По его словам, идея криптовалюты уже обсуждается в Росфинмониторинге с представителями банков, а также на встречах в Минфине и Центробанке. В ведомстве не исключают, что эта деятельность будет лицензирована. Одновременно с введением национальной криптовалюты в России могут быть полностью запрещены аналогичные иностранные инструменты.

Что же такое криптовалюта? Криптовалюта – это полностью цифровая валюта. Она имеет высокую степень криптографической защиты и не имеет выражения в виде монет или купюр. Попросту говоря, криптовалюта – это интернет-валюта, существующая независимо от центральных банков и казначейств любых стран. Тем не менее, криптовалюта может обмениваться через специальный онлайн-сервис обмена цифровых валют на доллары или национальную валюту страны, а также на «материальные деньги» в специализированных пунктах обмена криптовалют.

Мнения о целесообразности введения российской криптовалюты до сих пор были неоднозначными и даже полярными. Так, еще в 2014 году глава Сбербанка Герман Греф на экономическом форуме в Давосе заявил: «Криптовалюты — это очень интересный международный эксперимент, который ломает парадигму валютной эмиссии. И их определено не стоит запрещать, но следует попытаться понять, изучить и, возможно, начать правильно регулировать». Однако вскоре в российском Минэкономразвития высказали абсолютно альтернативную точку зрения по поводу криптовалют. Одна чиновница МЭР назвала криптовалюты «денежными суррогатами» и заявила, что использование таких инструментов для инвестора сопряжено с высоким уровнем рисков из-за необеспеченности криптовалют активами, отсутствия единого центра регулирования выпусков таких валют и юридически обязанного по ним эмитента. В МЭР посчитали, что криптовалюты могут создать предпосылки для вовлечения людей в преступную деятельность, такую как отмывание нелегальных доходов и даже в финансировании терроризма.

Нужно отметить, что разные страны также по-разному относятся к криптовалютам. Если в Великобритании и Люксембурге обращение биткоина не только разрешено, но и даже не подлежит обложению НДС, то в Таиланде за использование криптовалют в расчетах грозит уголовное наказание. Если в Японии биткоин и иные криптовалюты признаны законным платежным средством, то в США к криптовалютам отношение менее однозначное. Они не запрещены, но формой денег они признаны только в нескольких штатах. Глава Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен заявила, что ФРС не может регулировать обращение биткоинов и им подобных виртуальных валют, так как такие валюты не являются деньгами в традиционном смысле этого слова.

В Китае запрещена работа с криптовалютами финансовым институтам, но для физлиц в использовании такого инструмента ограничений нет. Ряд стран ограничиваются по этому поводу заявлениями, что еще не приняли окончательного решения по поводу статуса биткоина.

Отчасти оппоненты криптовалют не так уж неправы. Например, в 2011 году мир был шокирован всплывшими подробностями о том, чем на самом деле занимался некогда очень популярный среди фанатов биткоина сайт Silk Road. Это была интернет-биржа, где можно было анонимно купить или продать любой товар анонимно, оплатив покупку биткоинами. Как оказалось, на этом сайте можно было свободно торговать, кроме обычных товаров, еще и наркотиками и оружием. В конечном счете сайт был закрыт, а его создатель, американец, был арестован. Сейчас идет следствие, и виртуальному бизнесмену грозит 20 лет тюрьмы.

Но даже без таких крайностей в функционировании нового финансового инструмента у его критиков аргументов вполне достаточно. Так, в феврале текущего года обанкротилась крупнейшая биржа криптовалют MtGox. Как объясняло впоследствии руководство виртуальной биржи, для нее роковой оказалась атака хакеров, в результате которой биржа понесла убыток, равный 6% всего мирового оборота криптовалют. Вслед за ней закрылись биржи и иные электронные площадки по торговле валютами в Сингапуре и Канаде, поскольку крах крупнейшей виртуальной биржи по торговле виртуальными валютами вызвал у игроков совсем не виртуальную панику.

Тем не менее, критика в адрес криптовалют не всегда обоснована. Например, финансирование терроризма либо отмывание преступных доходов может осуществляться и при помощи обычных денег, однако, никто не требует запретить, например, оборот наличных денег, потому что он является якобы криминализированным. Современные национальные валюты, в том числе доллар, не обеспечены ни золотом, ни иными реальными активами, и в этом смысле недалеко ушли от виртуальных денег, отличаясь от них только по форме. Есть также случаи, когда в некоторых странах гиперинфляция достигла такого зашкаливающего уровня, что национальные валюты этих стран перестали иметь какую-либо ценность. Так было с эквадорским сукре в 2000 году и зимбабвийским долларом в 2009 году. Эти валюты обесценились до такой степени, что финансовые власти приняли решение изъять их из обращения и ввести вместо национальной валюты в обращение одну или несколько мировых резервных валют. Теперь в Эквадоре национальной валютой является доллар США, а в Зимбабве – не только доллар США, но и британский фунт стерлингов. Хакерские атаки совершаются сегодня даже на серверы ФРС, а центры эмиссии криптовалют вполне могут лицензироваться и быть под контролем регулятора финансового рынка в любой стране.

Однако криптовалюты имеют и ряд преимуществ, несмотря на новые риски и вызовы традиционной системе денежного обращения. Они позволяют, кроме всего прочего, избавляться от рисков традиционных валют, например, от риска обесценения валюты по вине эмитента – центрального банка. Дело в том, что объем эмиссии криптовалюты, как в случае с биткоином, чисто технически строго ограничен, поэтому в случае экономического кризиса невозможно будет включить печатный станок. Следовательно, риск обесценения виртуальной валюты в результате инфляции ниже, чем риск обесценения традиционной валюты, поскольку виртуальные валюты не имеют единого эмитента, которого государство может использовать для решения своих сиюминутных задач. Более того, эмитент криптовалют полностью независим от государства, в то время как до сих пор ведущие экономисты многих стран никак не могут однозначно ответить на вопрос – должен ли быть центральный банк страны полностью независим от государства или все-таки не совсем?

Так что у криптовалют в России, на наш взгляд, есть большое будущее. Удобство эмиссии и использования криптовалюты перевешивает риски, характерные в большей степени для стартапа, чем являющиеся врожденным пороком этого инструмента. Со временем риски уйдут в прошлое, а Россия имеет шанс стать не просто центром эмиссии «русских биткоинов», но и приблизиться к осуществлению проекта создания в стране нового международного финансового центра. Ведь уже сейчас Россия входит в десятку стран-лидеров в области развития информационных технологий. По итогам 2015 года объем сегмента интернет-услуг в России существенно вырос, в результате чего доля интернет-экономики в российском ВВП в 2015 году увеличилась с 1.7% до 23%. А совокупная интернет-аудитория в России увеличилась на 8% до 80 млн пользователей. Таким образом, Россия сейчас, несмотря на кризис, по-прежнему в состоянии развивать виртуальные технологии, в том числе и применительно к денежному рынку.

Автор - заместитель директора аналитического департамента компании Альпари