— 29 мара, 2024 —
 
Труба vs. СПГ

Почему Польша не Украина. Варшава не хочет продлевать газовый контракт с "Газпромом"

Польша надеется на соседство с Германией - крупнейшим импортером российского газа

Вчера стало известно, что Польша планирует не продлевать долгосрочный контракт с Россией на поставку газа. Контракт истекает в 2022 году. Для страны, почти на 2/3 зависящей от российского газа, это заявление выглядит неожиданным. Напомним, Польша потребляет примерно 15 млрд кубометров газа в год, из них 9 млрд кубометров приходит из России, чуть менее 2 млрд - из "Европы" (но скорей всего, по факту это тоже российский газ). Максимальный объём поставок по российскому контракту с Польшей - 10,2 млрд.

Впрочем, это не означает что Польша откажется закупать российский газ. Просто, как и отметили официальные лица, она планирует это делать не в рамках долгосрочных контрактов, а в случае "если цена окажется конкурентоспособной".

Причин, по которым Варшава решила сделать такое заявление - несколько.

Во-первых, через Польшу пролегает труба "Ямал-Европа", мощность 33 млрд кубометров, которая доставляет газ в Германию. Учитывая что в Германию идёт "Северный поток-1", а также (вероятно) будет проходить "Северный поток-2", это направление оказывается профицитным по газопроводам, поэтому Варшава не беспокоится, что ей не хватит места в трубе.

Более того, из трубы "Ямал-Европа" Польша может отбирать объёмы в рамках т.н. "виртуальных реверсов" (которые не разрешены для "Нафтогаза"). Но т.к. Польша входит в ЕС, то газопровод подчиняется европейским правилам, и воспрепятствовать этому виртуальному реверсу, "Газпром" (если он, к примеру, не захочет продавать газ Польше после истечения контракта ) не сможет.

Правда, для этого должны быть контрагенты в Германии, на конце трубы, которые согласятся на такой реверс. Но, опять же, учитывая профицитность этого направления по трубопроводам, скорей всего проблемы здесь не возникнет.

С другой стороны, сейчас, из-за избытка газа на мировом рынке, все производители стараются максимизировать выручку и объём поставок - а потому Польша не беспокоится, что не будет самого газа. Впрочем, к 2022 году что-то может измениться.

Определённую эйфорию вероятно создал и запуск польского терминала по приему СПГ, который был сдан с задержкой, но все же запускается в июне.

Напомним, мощность терминала - 5 млрд кубометров, из них по долгосрочному контракту с Катаром (газ этот оказывается почти в два раз дороже российского - о чём неоднократно писали) - будет поставляться 1,5 млрд кубометров. Первый груз придёт в июне. И в том же месяце придёт танкер СПГ из Норвегии, но уже на основе спотовых поставок, т.к. долгосрочных договоренностей с Норвегией нет.

Кроме того, в январе этого года начались разговоры о возможной трубе из Норвегии в Польшу на 10 млрд кубометров газа, но реализация этого проекта пока под большим вопросом. Норвежская сторона уже дала понять, что платить за него не собирается.

Возможно также Польшу воодушевил пример Украины, которая фактически в уведомительном порядке перешла на похожую систему закупок - газ закупается когда нужно, и если цена устраивает.

Однако, есть и некоторые различия. У Украины, при всех понятных проблемах, есть система подземных хранилищ газа, которая (при наличии денег) действительно позволила бы стране покупать газ, когда он дешёв, закачивать в ПХГ, и тратить его зимой.

У Польши же таких хранилищ нет.

Итак, сложилось несколько причин. Возможный избыток газа на рынке, запуск терминала СПГ, избыток трубопроводной инфраструктуры в регионе, и главное - возможность отбора в рамках виртуальных реверсов, позволило Польши сделать такое заявление.

Главное: возможный успех мероприятия обусловлен тем, что Польша "удобно" расположена рядом с Германией. Чего нет у Украины.

Как нетрудно заметить, правда в таком случае Польша попадает в зависимость от Германии, но видимо надеется, что общеевропейские ценности, а главное - правила общего европейского газового рынка - не позволят немецким газовым компаниям диктовать свои условия.

Нам же остаётся только порадоваться, что проект обхода украинского транзита через Польшу ("Ямал-Европа-2") так и не получил развития.

Рисунок: Entsog