— 08 мая, 2024 —
 
Новый кризис

​Латвия медленно конфискует капиталы, спасённые "беглецами от Путина"

Латвийский парламент в последнем чтении принял изменения в иммиграционный закон – в той его части, которая регулирует получение вида на жительство в обмен на инвестиции

Латвийский парламентв последнем чтении принялизменения в иммиграционный закон –в той его части, которая регулируетполучение вида на жительство в обменна инвестиции. Самым резонанснымизменением стало требование вноситьпри продлении ВНЖ (это надо делать каждыепять лет) по 5 тысяч евро за каждого членасемьи.

Положение касается втом числе и тех, кто уже инвестировал вЛатвию и сколько-то лет назад успелоформить ВНЖ на основании этих инвестиций– а это в основном это россияне. Теперьв ближайшие годы им предстоит отдатьгостеприимной стране нескольконезапланированных десятков тысяч евров зависимости от размера семьи. Ударниже пояса (т.е. по карману) был настолькообидный, что несчастные российскиеинвесторы даже написали письмопрезиденту Латвии с просьбой поправкине провозглашать.

А чтобынаверняка растопить сердца латвийскихзаконодателей своей лояльностью, гордыеинвесторы создалиобщественную организацию «Новые латыши»,в рамках которой обещают учить латышскийязык и проникаться латышскими традициями.Попытка не удалась – законодателивысмеялиеё публично, назвав «внезапнопроявившимся порывом латышскости» иуличив новолатышей в незнаниигосударственного языка, хоть многие изних уже прожили в Латвии три-пять лет.

Возмущение незадачливыхинвесторов понять можно. И дело тут нетолько в деньгах, пусть даже в письмеоб этом сказано прямо: «…ведь 5000 евро— это достаточно серьезная сумма вусловиях мирового экономическогокризиса». Дело ещё и в крушениимировоззрения.

Ведь среди обладателейВНЖ есть не только российские олигархи-лайт,приезжавшие в Латвию в основном летомна Новую волну и Камеди клаб, пока онибыли. Не случайно Латвию называли «Лондондля бедных» - нашлось достаточно многороссиян с достатком чуть выше среднего,которые неплохо жили и в России, но онисочли правильным переехать в НастоящееДемократическое Государство, гдесуществует Сменяемость Власти,Политическая Конкуренция, Чистые Улицыи Хорошие Сыры.

Встреча с реальностьювсегда отрезвляет, а реальность в Латвииследующая. Шесть лет назад в правящейкоалиции наряду с умеренными националистамиучаствовала и партия олигархов. Дляэтих безродных космополитов деньгибыли важнее всего, поэтому они придумалии протолкнули закон, позволяющий обменятьинвестиции на ВНЖ. Условия были достаточнопривлекательными – достаточно сказать,что ВНЖ в Латвии был самым дешёвым в ЕС,всего 150 тыс. евро - и эта программапринесла Латвии около полутора миллиардовевро инвестиций. Девелоперы смоглираспродать зависшие в результате кризисановостройки в Риге и Юрмале, а населениеЛатвииe увеличилось начуть более 16 тысяч наивных инвесторов.

Однако благодаряПолитической Конкуренции произошлаСменяемость Власти – такое иногдабывает в Настоящем ДемократическомГосударстве. Жадные до денег олигархибыли изгнаны из парламента в силу своейкосмополитичности и новая правящаякоалиция стала состоять исключительноиз националистов разной степениксенофобичности. А националистыотличаются наличием идеологии, котораяназывается «Латвия для латышей» - имеяввиду «только для латышей».

Ведь всё то, что такнравится в Латвии российским свободолюбивыминвесторам — маленькая уютная европейскаястрана, где все тебя понимают и практическивсе услуги можно получить на русскомязыке — есть кость в горле для настоящихлатышских националистов. То есть онисовсем не против, чтобы Латвия былаевропейской, уютной и даже маленькой,но вот против русского языка борютсявсеми силами. И им совершенно не нужно,чтобы в Латвии ещё больше увеличилосьчисло носителей русского языка -независимо от того, что именно они наэтом русском языке говорят. Даже критикуПутина здесь предпочтут слышать наанглийском (ну или на латышском). Хорошийпример - языковая инспекция, котораягостеприимно пришла с проверкой вполитэмигрантский сайт "Медуза"уже через полгода после открытия. Врезультате освободительные медузятникиклятвенно пообещали учить латышскийязык и тут же переехали из стильногоопенспейса в квартиру с чёрным ходом идомофоном.

Для латышских националистовабсолютно очевидно, что сам фактприсутствия заметной группы постояннопроживающих русскоязычных иностранцевне будет способствовать тому, чтоофициально именуется «расширениеобласти применения латышского языка».Понятно же, что новоиспечённый инвестор,даже будь он трижды антипутинцем ичетырежды демократом, станет говоритьс официантами, адвокатами и таксистамина русском языке, дискриминируя темсамым латышей (это не шутка юмора, аофициальнаяпозиция). И домработницу или водителяон скорее всего выберет себе из числарусскоязычных, лишив дохода латышей. Ав демократической стране, каковой иявляется Латвия, депутаты должнызаботиться о благе своих избирателей,а не чужих – вот националисты и заботятся.

Поэтому вскоре послеСменяемости Власти размер инвестиций,необходимый для получения ВНЖ, былувеличен почти вдвое, что позволилокардинально сократить приток новыхнеправильноязычных инвесторов – с 2532заявлений в 2014 году до 398 в 2015. А сейчасдошли руки и до ранее просочившихсясвободолюбцев. Теперь им придётся либос убытками (цены за последние два годаснова упали) выводить свои инвестициииз Латвии, либо платить своеобразныйподушный налог за свои иллюзии.

С другой стороны,свободолюбивые инвесторы могутвоспринимать произошедшее в качествеурока Истинной Демократии. И в результате,скажем, научаться ценить существующийв России запрет на официальную идеологию.Ну а то, что за образование придётсязаплатить – что же, ничего не поделаешь,капитализм.

P.S. ВиктораМараховского

Ксказанному ув. автором стоит добавитьодну мысль. Конечно, финансовая репрессияЛатвии в отношении "идеологическихбеженцев" - это не столько непосильно,сколько обидно (ну что такое для семьи,ранее инвестировавшей 10-20 миллионоврублей, платить ещё по 600-1000 рублей вдень за право жить в свободноммини-государстве и шопинговать по всемуостальному ЕС из денег, по-прежнемузарабатываемых в России).

Простобеглецы от В.В. Путина с самого началаневерно поняли суть всех восточноевропейскихнационал-демократий.

Национал-демократическиережимы, возникшие за последнюю четвертьвека от Таллина до Бухареста, по сутиявляются специфической формойприватизации. Их задача - вовсе не в том,чтобы обеспечить своим народам комфортныеусловия для выживания и развития(исключение составляет разве что Польша,действительно предпринявшая ряд шаговдля смягчения участи своего населения,да Чехия, где "националисты" увласти так толком и не побывали). Задачаданных режимов - всего лишь в обеспечениипреемственного и доходного администрированияполученных территорий бизнес-политическимигруппами местных элитариев.

В рамках этого подходавосточноевропейские бизнес-политическиеэлиты собственных аборигенов-то нежалеют (что доказывается феерическим,исторически беспрецедентным обезлюживаниемстран от Прибалтики до Болгарии).Внимание, вопрос: с чего это они будутделать исключение для мастеров московскогопитчинга, джиара и стратегическогомаркетинга?

Если у этих понаехавших есть деньги - эти деньги должны быть прибыльно администрированы. В этом, строго говоря, и состоит идея восточноевропейства. Тем более в тяжёлое время, когда деньги у аборигенов, как и сами аборигены, постоянно съёживаются в числе.