— 26 апреля, 2024 —
 
Войны

После терактов. Почему Турция продолжит в том же духе

Уточнённые итоги теракта, совершённого в аэропорту г. Стамбула, — 37 убитых и около 125 раненых

29.06.2016

Уточнённые итоги теракта, совершённого в аэропорту г. Стамбула, — 37 убитых и около 125 раненых. Напомним: вчера двое террористов атаковали пассажирский терминал аэропорта: они расстреляли кого могли, бросили гранаты и, наконец, прибегли к поясам шахидов, самоликвидировавшись. Среди пострадавших, по последним данным, один наш соотечественник, но он жив.

Отметим: это примерно тридцатый значительный теракт в Турции с начала года. В среднем террористы нападают там примерно раз в неделю. Жертвами обычно становятся либо "гражданские без разбору", либо представители силовых ведомств. В зависимости от обстоятельств вина возлагается то на курдов, то на исламских радикалов, включая ТОЗР ИГ.

Напомним, что Турция находится в состоянии нескольких военных и полувоенных конфликтов одновременно.

С одной стороны, — она в течение нескольких лет имела деловые отношения с "Исламским государством", будучи потребителем и транзитером захваченной последним нефти. Более того: некие агитационные и тренировочные пункты ИГ, согласно многочисленным обвинениям, базировались на турецкой территории.

С другой стороны, — в последний год Турция вступила (по крайней мере номинально) в конфликт с ИГ, на что Исламское государство ответило первой крупной серией терактов.

С третьей стороны, — Турция реализует свои интересы на севере Сирии, поддерживая отношения и оказывая поддержку ряду исламистских, но не являющихся ИГ организаций под разнообразными брендами.

С четвёртой стороны, — Турция ведёт негромкую полицейскую АТО в своих юго-восточных районах против курдских партизан.

С пятой стороны, — Турция совместно с некоторыми сирийскими курдскими организациями атакует ИГ на сирийской территории.

С шестой стороны, — Турция в последний год сумела фактически разорвать ряд связей с крупнейшим из своих соседей, Россией, похоронив не только часть околотуристической индустрии, но и энергетические проекты (в частности, газопровода и АЭС).

С седьмой стороны, — Турция в значительной степени потеряла поддержку своего патрона по НАТО, США, в связи с "неоосманской" политикой президента Р.Т. Эрдогана.

С восьмой стороны, — Турция находится в фазе крайне драматического развития отношений с Евросоюзом, который был фактически подвергнут ею "шантажу сирийскими беженцами" и принуждён к экономическим и политическим отступным в обмен на "прикручивание мигрантского потока".

С девятой стороны, — в самом турецком обществе нарастает глубокий конфликт между "турками Ататюрка", в первую очередь военными и светскими, и "Новыми традиционалистами", которые, собственно, и поддерживают Р.Т. Эрдогана.

...Тем не менее, пока нет оснований полагать, что случившийся вчера теракт, как и десятки предыдущих, окажет некое значительное влияние на политику турецкого руководства.

Причина не только в том, что конфликты пока что не подорвали экономический рост в Турции, составивший в первом квартале этого года 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Но и в том, что из хитросплетения навороченных конфликтов, перетекающих в крайне сложные схемы "враг друга врага друга друга моего врага - мой враг", невозможно выпутаться каким-нибудь одним решительным движением. Особенно если не вполне понятно, куда именно выпутываться.

С учётом того, что вчерашний теракт направлен напрямую на подрыв туристической индустрии Турции (дающей около 12% ВВП), ситуация может измениться. Но в любом случае — это едва ли будет резкое изменение.

Поэтому мы наблюдаем локальные действия турецкого руководства по улаживанию каждого отдельного конфликта "отдельным кейсом", - как в случае долгой истории ссоры с Израилем. И как в случае с турецко-русским конфликтом, которому уже семь месяцев и в котором лишь начинается длительный "марафон восточной дипломатии".