— 24 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Я за дивиденды и против майдана

Цинично о пользе левого курса в экономике

Недавно Владимир Путин подписал указ о проведении выборов в Госдуму 18 сентября. На первый взгляд, они пройдут без сюрпризов и не будут иметь серьезного значения для будущего нашей страны. Рейтинг поддержки Владимира Путина по-прежнему превышает 80%. На фоне киевских событий российская нация полностью консолидирована перед внешней угрозой со стороны США и Запада в целом.

Вместе с тем, их результат, вероятно, будет иметь определяющее значения для будущей экономической политики России, ключевых решений как правительства, так и ЦБР. После парламентских выборов в России будет сформировано новое правительство. Сохранится ли действующий экономический курс, остается неясным. Ставка на рост государственных расходов, дешевый кредит или надежда на призрачный в текущей ситуации приток иностранных инвестиций ?! Пока не ясно, чью линию выберет Владимир Путин. Может, это покажется странным, но решение президента в значительной степени будет зависеть от того, как проголосуют россияне.

Если процент поддержки «социальных», «левых» лозунгов окажется высок, можно будет надеяться на изменения в экономическом блоке правительства и коррекцию экономического курса.

Последнее решение не просто назрело, а перезрело. Недавно Минфин предложил заморозить расходы бюджета на три ближайших года. Расходы федерального бюджета в реальном выражении сократятся за три года примерно на 20% по сравнению с уровнем 2016 года, а многие расходы по госпрограммам снизятся даже в номинальном выражении. Предложение Минфина можно расценивать как экономическую диверсию. Решать проблемы бюджетной стабильности за счет населения, причем не самых обеспеченных слоев, однозначно очень плохая идея. Россия по Конституции социальное государство. На фоне президентских выборов 2018 года идеи Минфина можно расценивать как провокацию майдана. Предложение Минфина также практически автоматически загоняет российскую экономику в рецессию, т.к. искусственно занижает внутренний спрос. Внутренний спрос как со стороны бизнеса, так и со стороны граждан – это единственный долгосрочный фактор экономического роста, на который может рассчитывать Россия. В идеале уверенность российских потребителей, т.е. доходы россиян и желание тратить деньги, должна значить больше, чем стоимость барреля на внешних сырьевых площадках.

На ближайших выборах я поддержу изменения экономического курса. Я всегда был сторонником свободного рынка, конкуренции и открытой экономики. Однако, конкретная экономическая линия зависит от конкретной ситуации. В текущей ситуации в России один инвестор – государство. При этом действующий экономический курс искусственно занижает доходы граждан и, как следствие, выручку и прибыль предприятий — и, соответственно, дивиденды их акционеров.