— 19 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Турецкий мятеж: что это было и что ещё будет

Первые выводы из неудавшегося госпереворота в Турции

"Ночь контр-страйка" в Турции (люди захватывают танки, танки переезжают машины, самолёты сбивают вертолёты, вертолёты из пулемётов разгоняют толпу с ночного неба, палят по полицейским и официальным учреждениям, взрывы, сотня трупов) завершилась. "Неплохо срежиссированная попытка переворота" продлилась в целом около пяти часов.

Официально президентом Турции Р. Эрдоганом организатором и вдохновителем президентом попытки назван Фетулла Гюлен - семидесятипятилетний "запасной отец нации" из Пеннсильвании, теолог, политик, экс-имам и оппозиционер, с 1999 года живущий в США.

По ряду причин очевидно, что

1) почтенные диссиденты просто так в Пеннсильвании не поселяются: если политик такого масштаба живёт в Америке, значит, у него там есть кураторы и отношение благосклонно.

2) если по ходу переворота президент США Б.Х. Обама выжидает несколько часов, а затем (когда видно, что переворот не случился) вяло поддерживает "демократически избранную власть", - значит, он не слишком рад развитию событий.

3) фактическое устранение от оценок творившегося ночью со стороны Евросоюза, который как бы является партнёром Турции, тоже красноречиво.

Президент Р.Т. Эрдоган не вызывает симпатий вообще ни у кого, кроме значительной, но не тотально перевешивающей части собственного населения. Его по понятным причинам с трудом терпят - или не терпят - все соседние государства. А равно и квазигосударственные образования - от РКП и до ТОЗР ИГ, отношения с которым у Анкары в последний год очевидно ухудшились.

Более того: сама попытка переворота - у которой, помимо противников, были и многочисленные сторонники, в том числе и из числа гражданского населения - говорит о том, что Эрдогана с трудом терпят и в самом турецком обществе.

Фактически на всё это турецкий президент отвечает одним и тем же способом - усиливая свою личную власть и зачищая всё более широкие круги противников всё более жёсткими методами. При этом он опирается не на "общенациональное большинство", а на большинство относительное.

И это говорит о том, что, возможно, состоявшаяся вчера попытка его свержения не последняя.