— 29 мара, 2024 —
 
Войны

​Турецкий мятеж: почему это хорошо в любом случае

Для России последствия попытки переворота в Турции будут, скорее всего, благоприятными.

Завершающаяся сейчасв столичном регионе Турции попыткамятежа (мятеж не может кончиться удачей,в противном случае его зовут иначе)неизбежно будет иметь последствия длявнешней политически этой страны. И дляРоссии эти последствия будут, скореевсего, благоприятными.

До недавних пор Эрдоганимел возможность говорить с окружающиммиром, демонстрируя за своей спинойвнутриполитический монолит – убедительнаяподдержка народа на прошлых выборах,сильная дисциплинированная армия, ивсё это опирается на крепкую экономику.Опираясь на эту непоколебимую скалу,Эрдоган мог уверенно делать резкие ирискованные повороты в своей внешнейполитике, не опасаясь развала за своейспиной. Отсюда неуступчивая торговляна переговорах по «Турецкому потоку»,агрессивная политика по свержению Асада(что в конечном счёте вылилось вуничтожение российского самолёта икризис в отношениях с Россией), кровавоеподавление курдов на своей и сопредельныхтерриториях, шантаж Европы по вопросубеженцев.

Теперь всё иначе.Российский экономический бойкот серьёзноослабил экономику, что обязательнодолжно отразиться на следующих выборах.Активное вмешательство в Сирии,сотрудничество с боевиками на гранифола (а часто и за гранью) и особенноконфликт с Россией серьёзно обеспокоилвоенное командование – и тоже должнобыдл бы отразиться на следующих выборах.Надёжный, как казалось, монолит началтрескаться.

Надо сказать, политическоеруководство Турции этот надломпочувствовало отчётливо и стало активнопринимать меры. Незадолго до мятежаТурция срочно мирится с Израилем. Передсамым мятежом – с Россией. Не успели.

Кстати, сам факт мятежавскоре после риторического замиренияс Россией (до фактического замирения,т.е. отмены виз, запуска чартеров ипокупки помидоров и так было далеко, атеперь ещё дальше) может означать, чтомятежная военная верхушка собираласьиспользовать российский бойкот в своихцелях. Они могли рассчитывать, чтопродолжающиеся экономические трудностипривлекут на их сторону больше симпатийи в армии, и в народе. Они тоже не успели– судя по тому, что мятеж поддержаладалеко не вся армия. Здесь Эрдоган ихопередил.

Теперь следует ожидать,что в разговорах по интересным Россиипозициям турки будут поосторожнее ипомягче – ведь за спиной Эрдогана большенет монолита. Поэтому и по Сирии, и по«Турецкому потоку» следует ожидатькаких-то скорых и взаимоприемлимыхдоговорённостей – мы ведь помним, чтофактически визы ещё не отменены, чартерыещё не летают и караваны с помидорамипока ещё не двинулись через границу.

Теперь про«любой случай». Если бы мятеж окончилсяудачей (и звали бы его тогда иначе),ситуация для России была бы ничуть нехуже - а может быть даже лучше. Военномуправительству пришлось бы срочноукреплять внутреннюю политику, а делаетсяэто, как мы помним по примеру Горбачёваи Ельцина, чаще всего за счёт внешней.

Но теперь это только теория.

Подписаться на канал «На Линии» в Telegram