— 19 апреля, 2024 —
 
Общество

Наша система "Свой-чужой" сбоит: к "охоте на футболистов и покемонов"

​Писатель Максим Макаренков об аварийной системе “свой-чужой” и патриотизме, как шоу-бизнесе

Печально,что после бойни в Ницце отменилифейерверки, заявляет некая бывшаягражданская жена какого-то миллиардерас борта чьей-то яхты. Люди негодуют, нокак-то не очень активно.

Одна изроссийских спортсменок просит, чтобыей разрешили выступить на Олимпиадепод нейтральным флагом. Люди негодуютдовольно оживленно.

Футболистысборной России, блистательно просравшейчемпионат Европы устраивают вечеринус шампанским и гимном. Люди взрываются,петиция за роспуск сборной собираетпочти миллион голосов, сборную распускают,народ счастлив. Победа гражданскогообщества и прямой демократии.

И все этигромкие события уже стремительно оседаютна дно медиасферы и сознания дорогихтелезрителей. радиослушателей ипользователей социальных сетей. наповестке дня Эрдоган и покемоны.

Что междувсеми этими событиями общего, крометого, что они вызвали сладенькое уютноевозмущение ширнармасс?

Все они -признаки очень серьезных проблемобщественного сознания. Сейчас медиасферастарательно увлекает нас дальше,переключая с одной яркой (и, вроде бы,безумно важной) картинки на другую, нопора остановиться, сформулировать этипроблемы и осмыслить их. Все ти проблемысвязаны в узел, уже не очень понятно,что из чего следует, остается толькотянуть за любой появившийся кончик.

Давайтеформулировать:

1. Отсутствиеобщей реальности. Мы живем в полностьюмифологизированном пространстве,сформированном медиаресурсами. Причем,шизофреническом.

Мы реагируемна информационные раздражители,сформированные медиасферой так, какдиктует нам картинка в телевизоре. Приэтом, наши реакции на эти события никакне связаны с нашими повседневнымиреакциями на события нашей реальнойсферы.

Давайте,поясню. Все три случая, которые я назвал,вызвали общественное возмущение. Но,помилуйте. Чем, собственно, возмущенаобщественность? Ни одна персона, вызвавшаягнев уважаемых телезрителей и пользователейсоцсетей, не нарушила ни единой буквызакона. Более того, их образ жизни имодели поведения наиболее эффективныи успешны при современном общественномустройстве. Все эти люди добилисьобщепринятых параметров успеха, ккоторым призывают стремиться везде ивсюду - размер заработка и медийнаяизвестность. Всё. Точка.

Именно этипоказатели и являются реальнымипоказателями успеха в реальной жизни.По сути, против них предлагает протестоватьмедиасфера. Итог - двоемыслие в головахи нарастающая шизофрения. А она нарастает.Пример? Оглушительный успех петиции ороспуске футбольной сборной. Почтимиллион человек проголосовали занемедленный роспуск сборной, котораяи так де-факто не существует в промежуткахмежду турнирами. Никто… Никто даже неподумал о том, что новый тренер и такбудет заново просматривать игроков исобирать новую сборную.

2. Патриотизмотдан шоу-бизнесу и желтым новостям.Патриотизм становится атрибутом медийныхперсон, аксессуаром светскости, маркеромпринадлежности к определенной тусовке.Немного циничных сравнений - последитеза временем жизни новостей о сбитом надСирией летчике, погибшем герое -корректировщике огня, и сравните свременем жизни и использованием новостио футбольном загуле. Какая у нас величайшаяпатриотическая победа и величайшийудар по патриотическим чувствам?Правильно – слив наших футболистов, ипобеда петиции за роспуск тех, кто и такраспущен. Это же натуральное шоу в прямомэфире, никаким боком не пересекающеесяс реальностью.

3. Формированиеморали и этики в обществе, понятий добраи зла мы отдали “на аутсорс”. То есть- на внешнее обслуживание. Хорошо иэтично то, что массмедиа и соцсети (чтоодно и то же по сути) объявили таковымсегодня. Завтра полюса могут поменяться,но кто это заметит и важно ли это? Нет -неважно.

4. Те, кому мыотдали в управление своё мнение, этикуи мораль решают исключительно своичастные вопросы. В лучшем случае -тактические. И даже эти вопросы находятсяисключительно в рыночной сфере. Инымисловами - для получения бабла. Моральным,этичным и хорошим объявляется то, чтоуспешно продается. либо помогает успешнопродавать. Что именно продавать - неважно.

5. Общественнаясистема “свой-чужой” находится ваварийном состоянии. Этот пункт -следствие вышеописаных проблем. На мойвзгляд - он самый важный. Мы началимаркировать людей уже не по их реальнымделам, даже не по степени их полезностидля нас-нашей семьи-наших интересов, непо полезности для общества. Система“свой-чужой” стала строиться наотношении и реакции людей на внешниераздражители, которые скармливаетобществу медиасреда. При полнойшизофреничности реальности, которуюсознательно формирует медиасреда, этопрямая дорога к коллективной психопатии.

Впрочем, очём я. Мы увлеченно несемся по этойдороге. Сегодня - в поисках покемонов.

За кем начнемохотиться завтра?

Подписаться на канал «На Линии» в Telegram