— 20 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Курс рубля для чайников: почему он должен быть слабым и почему он должен быть сильным

Уходящий июль оказался очень жарким на дискуссии относительно перспектив курса российского рубля

Уходящийиюль оказался очень жарким на дискуссииотносительно перспектив курса российскогорубля. Отметились на данную тему, наверно, все – чиновники, экспортеры, импортеры,биржевые аналитики и.т.д.

Сильныйрубль – это низкая инфляция и, какследствие, низкие процентные ставки.Сильный рубль очень любят глобальныеспекулянты, соответственно, сильныйрубль - это рост котировок российскихакций. Сильный рубль очень любят импортёрытоваров. Сильный рубль позволяетроссийским компаниям без проблемзаниматься импортом технологий.Естественно, сильный рубль нравитсяобычным гражданам, ведь он делаетдоступным поездки за рубеж и качественныеимпортные товары. Достаточно вспомнитьпотребительский бум середины нулевыхгодов.

Слабыйрубль выгоден российскомубюджету, который по-прежнему в значительнойстепени формируется за счет сырьевогоэкспорта. Понятно, что взять налоги сРоснефти или Газпрома намного легче,чем с большого числа небольших предприятий,которые до сих пор в большей или меньшейстепени работают “в серую” - размертеневого сектора в экономике Россииоценивается примерно в четверть ВВП.Естественно, слабый рубль выгоден такжеэкспортерам и импортозаместителям.

Однако дело в том, что курс рублядля России - это вопрос прежде всего политический, а не экономический. И сточки зрения политики России однозначнонужен сильный рубль. Дело даже не в том,что сильный рубль означает низкуюинфляцию и социальную стабильность вобществе. Сильный рубль - это основагеополитического статуса России какглобального игрока. Евразийскаяинтеграция и роль России на пост советскомпространстве. Можно сколько угодноговорить о великом советском прошлом,вспоминать его достижения, но гражданебывшего СССР уже 25 лет живут в буржуазноммире, и в подавляющем большинстверассуждают, прежде всего, с финансовойточки зрения, четко определяя свойэкономический интерес. РоссийскаяФедерация будет привлекательна дляполитической интеграции бывших советскихреспублик тогда и только тогда, когдауровень жизни, т.е. валютных доходов, вРоссийской Федерации будет значительновыше, чем на остальном постсоветскомпространстве.

Скрепитьядро бывшего СССР, Беларусь, РФ иКазахстан, может только наднациональнаяевразийская валюта, которая по определениюне должна быть слабой. Однако экономикиБеларуси и Казахстана намного меньше,чем экономика Российской Федерации, азначит – гипотетический евразийский алтын будет оченьпохож на российский рубль. Даже еслиевразийский ЦБ будет размещен в Алматы,а не в Москве.

Какже добиться сильного и стабильногорубля в нынешней непростой экономическойи политической ситуации?

Возможно, стоит вспомнить старый, давно забытый,валютный коридор из 90-х. Всё новое - этохорошо забытое старое. Для большинствапредприятий и граждан это бы значительноснизило риски неопределенности. ЦБРмог бы, например, зафиксировать курсрубля до 1.08.17 на уровне 65 руб./$, ограничивего колебания +/- 10% от установленнойотметки. Возможности ЦБР по поддержаниюфинансовой стабильности очень серьезны,международные резервы России составляютпочти $400 млрд. Плюс, естественно, стоитвернуть обязательную продажу валютнойвыручки экспортёрами в размере 50-75%.

Неплохойидеей может также стать фиксация курсовроссийского рубля к белорусскому иказахстанскому тенге. Однако это, конечно, предмет переговоров с нац. банкамиБеларуси и Казахстана.

Кто-то напомнит,что финал политики валютного коридорав августе 1998 был очень безрадостным.Однако тогда у России была серьезнаяпроблема короткого суверенного долгаи зависимости от внешних кредиторов.Фактически тогда ключевые решения пороссийской экономической политикепринимал МВФ. Экономический суверенитетРоссии полностью отсутствовал.

Сейчасданной проблемы в принципе просто нет.