— 24 апреля, 2024 —
 
Политика России

Где-то среди них преемник. К большой кадровой ротации в России

Там, где лоялисты увидели укрепление властной иерархии, оппозиция разглядела последние судороги режима

Главным событием прошлой недели стал очередной раунд серьезнейших кадровых решений, одномоментно произведенных президентом России.

Прошедшие отставки и назначения еще долго будут рассматриваться под лупой всеми заинтересованными и интересующимися лицами. Ракурсы для исследований возможны самые разные: от борьбы «башен Кремля» до ведомственного происхождения назначенцев. Разумеется, не остался без внимания прямо-таки бросающийся в глаза феномен больших карьерных успехов выходцев из спецслужб, и особенно из личной охраны главы государства.

Толкования данные назначения также получили разнообразные, однако очевидно, что на интерпретации самым непосредственным образом в большинстве случаев влияли политические убеждения наблюдателей. Там, где лоялисты увидели укрепление властной иерархии и перевод ее в более дисциплинирующе-мобилизующий режим, оппозиция разглядела последние судороги режима, назначающего на посты исключительно на основе проверенной личной преданности.

Однако стоит взглянуть на реализованные кадровые изменения с более абстрактной точки зрения, свободной от сиюминутных аргументов, которые сами зачастую являются домыслами и предположениями.

В качестве точки отсчета для данной статьи выбран возраст фигурантов.

В это табличке сведена воедино информация об свежеиспеченных отставниках и назначенцах.

Для начала нельзя не обратить внимание на омоложение руководящего корпуса. Простейшие вычисления показывают, что средний возраст в колонке «Покинул» – 56,3 года, а в «Назначен» - 52,3 года. Причем и первая цифра выглядит абсолютно достойно и не дает оснований говорить о каких-то геронтократических проблемах в российской власти.

Из четырех отставников старше 60 лет двое не получили новых назначений, то есть по сути отправлены на пенсию. Да и должность полпреда в СКФО для 66-летнего Олега Белавенцева выглядит скорее соблюдением бюрократического этикета. Отставка в никуда первого (и теперь уже единственного) полпреда Крымского федерального округа выглядела бы опалой, а такого впечатления явно стремились избежать. В результате О.Белавенцев получил равноценное назначение. Единственным реально важнейшим кадровым назначением для «пенсионера» стал пост главы ФТС для 63-летнего Владимир Булавина.

Остальные назначенцы существенно моложе и находятся в возрасте, который можно назвать расцветом для управленцев (около 50 лет), за единственным исключением в виде «юного» 39-летнего врио главы Севастополя.

Итак, какие выводы можно сделать из данных фактов?

Во-первых, в российской власти работают здоровые механизмы ротации и обновления правящей элиты. Геронтократия и перекрытие управленческих карьерных лифтов позднесоветского периода, которые сыграли свою роль в гибели СССР, современной России не грозят.

Во-вторых, прямо сейчас активно начался процесс вывода на политическую и управленческую авансцену нового поколения российской элиты, которая была выращена за последние годы в недрах отечественной бюрократической системы и до сих пор находилась на вторых-третьих ролях. Именно с этим связано массовое появление новых, ранее совершенно неизвестных широкой публике (и даже экспертному сообществу) лиц на высоких и знаковых постах последние месяцы. В этом смысле назначения прошлой недели всего лишь продолжили уже определившийся тренд.

В-третьих, данный процесс (создание механизма ротации) носит явно осознанный характер со стороны нынешней верховной власти в стране. Кремлевские обитатели сознательно готовят себе смену и последовательно обновляют набор управленцев. Где-то в этой колоде новичков есть и человек, который станет тем, кого в отечественной политической традиции принято называть «преемником».

Таким образом, можно сказать, что российская система заботится об «обновлении крови» и выстраивает механизмы ротации элит, а значит, как следствие, целенаправленно работает над собственной долговременной устойчивостью.

Можно сколько угодно констатировать необратимое скольжение государства в пропасть - но факты говорят о том, что задача устойчивости власти в России выполняется неплохо.

Похоже, российской оппозиции и зарубежным «партнерам» еще очень долго придется ждать «краха режима». Жизни может и не хватить.