— 24 апреля, 2024 —
 
Войны

​Русские самолёты в Иране: что будет дальше

По счастливому стечению обстоятельств, новая база прикрывает коридор "Север-Юг"

Как сообщается,российская авиация нанесла очереднойудар по террористам в Сирии. Необычнымздесь является тот факт, что российскиесамолёты впервые вылетели на заданиесиранского военного аэродрома Хамадан.

Ровно 70 лет назадсоветские войска покинули Иран, пробывздесь с 1941 по 1946 год вместе с английскимичастями. Тогда их задачей было обеспечениепоставок в СССР по ленд-лизу ипротиводействие немецкому влиянию врегионе, теперь задачи совсем другие.

Первоочередная задачасовершенно понятна - обеспечениенепрерывных и эффективных ударов потеррористам в Сирии. Стоит обратитьвнимание, что в сегодняшних ударахприняли участие не только дальниеТу-22М3, которые вполне могли бы нанести– и уже наносили – такие ударынепосредственно с территории России,но и фронтовые Су-34, для таких дальнихполётов не предназначенные в принципе.Вылет же из Хамадана сокращает необходимыйпуть и подлётное время в три раза, а этоне только даёт возможность использоватьфронтовую авиацию, но и повышает возможнуюбомбовую нагрузку (вместо части топливаможно взять дополнительное вооружение),скорость реагирования на запросыназемных сил и вообще гибкость примененияавиации.

Российская авиабаза всирийском Хмеймиме, представляющаясобой бывший гражданский аэропорт, ссамого начала работала на пределе своихвозможностей и дублёр для неё уже давнобыл необходим. Найти такого дублёра натерритории Сирии не представляетсявозможным – практически все другиеподходящие военные или гражданскиеаэродромы находятся в опасной близостик зоне боевых действий. Теперь такойдублёр нашёлся на территории Ирана.

Впервые за 70 лет Ирандопустил базирование иностранных войскна своей территории. И не простоиностранных войск, а войск, активноведущих боевые действия в регионе.Допустил добровольно и сознательно –в 1941 мнением правительства Ирана особенноникто не интересовался. И это означаетне просто совпадение интересов.

Это означает, что Иранне боится России, а Россия не опасаетсяИрана. Это означает взаимное доверие,понимание и согласие. Это означает, чтообе стороны нашли в таком беспрецедентнотесном сотрудничестве настолько большиевыгоды, которые смогли перевесить всевозможные риски.

Списоквозможных выгод не исчерпывается толькособственно наведением порядка в Сирииили, например, более интенсивнымроссийско-иранским экономическим ивоенно-техническим сотрудничеством,что само по себе неизбежно. Наличиероссийской военной базы в Иране ставити Россию, и Иран в совсем другое положениепо отношению ко всем государствамрегиона.

Например, давно известныотношения между главной шиитскойдержавой, каковой является Иран, иглавным суннитским государством, каковымсчитает себя Саудовская Аравия. Онинастолько «тёплые», что периодическипереходят в горячие – в виде опосредованнойвойны друг с другом в Сирии и Йемене,или январского погрома саудовскогопосольства в Тегеране из-за казнишиитского проповедника, или подавлениясаудовской армией шиитских выступленийв Бахрейне пятилетней давности. До«совсем горячих» эти отношения пока недоходили – а теперь и не дойдут, пока вИране будет российская военная база.Стороны будут взаимно вежливы, а Россииследует готовиться к наплыву выгодныхторговых предложений со стороны саудитови их союзников.

Или, например, всемизвестна странная привычка русскихустанавливать на своих военных базахсистемы ПВО С-400. Если (когда) такаясистема появится в Хамадане, под еёкуполом окажется не только весьсеверо-запад Ирана, его каспийскоепобережье и Тегеран, но и Багдад и дажеазербайджанская Ленкорань – и это вдополнение к иранским комплексам С-300,поставка которых уже завершена. Так чтоесли раньше в саудовской, израильскойили американской прессе периодическипоявлялись теоретические рассужденияо возможном авиаударе по Ирану, то теперьподобные вопросы переходят из категориитеории в категорию фэнтези, посколькубез участия магии сделать это болееневозможно.

По счастливому стечениюобстоятельств под зонтиком предположительногоС-400 в Хамадане оказывается большаячасть предположительной трассы будущеготранспортного коридора«Север-Юг», который пройдёт изСанкт-Петербурга в Мумбаи черезАзербайджан и Иран. Судьба этого коридораобсуждалась на первой в историитрёхсторонней встречепрезидентов России, Ирана и Азербайджанав Баку, которая – по другому счастливомустечению обстоятельств – состояласьровно за неделю до первого в историибоевого вылета российской авиации изХамадана.

Помимо транспортногокоридора на этой встрече лидеры трёхстран обсудили другие региональныевопросы, поддержали законность в Турциии подписали декларацию о сотрудничестве,где призвали все страны присоединитьсяк ним в борьбе с террором. Самое главное– три лидера пообещала друг другу чащевстречаться в таком формате. Такимобразом есть все основания утверждать,что образование тройки стало первымизменением в регионе вследствие боевоговылета из Хамадана – пусть и произошлоэто ещё до самого вылета.

В начале года, помнится,Обама назвал Россию региональнойдержавой. В ответ президент Путин грустноотметил,что президент США в своей речи не пояснил,региональной державой какого именнорегиона является Россия. Посколькууточнений от США не последовало, Россиявзяла бремя разъяснений на себя. Так,сегодня стало ясно, что Россия помимопрочего ещё и региональная держава врегионе Персидского залива.