— 28 мара, 2024 —
 
Экономика страны

На отмену продажи "Башнефти": почему "первая ласточка новой приватизации" не взлетела

Правительством РФ по согласованию с президентом принято решение об отмене «ласточки» нового этапа «приватизационных сделок».

…Итак, как стало теперь уже и официально известно, правительством РФ, а конкретно премьер-министром Медведевым (как уточняют информационные агентства, по согласованию с президентом Путиным) принято решение об отмене «ласточки» нового этапа «приватизационных сделок». А именно о приостановке приватизации одного из самых лакомых кусков госсобственности «этого этапа» - федерального пакета акций компании «Башнефть».

Почему это интересно.

«Башнефть», по сути, являлась едва ли не самым «ликвидным» объектом «новой приватизации».

Даже находясь на «ценовом дне» крайне невнятных в настоящее время «фондовых оценок» — компания продолжала приносить вполне понятную и осязаемую прибыль. К примеру, только в этом, текущем году Башкирия получит более 7 млрд. рублей дивидендов от "Башнефти", обладая при этом всего четвертью пакета плюс одна акция. Годом ранее сумма составила 5 млрд. рублей «чистых денег». Соответственно, если доля федерального бюджета составляет чуть больше половины «пакета», дивиденды бюджета Российской Федерации каждый вполне может посчитать самостоятельно путем элементарного умножения на два.

Еще раз – это даже не «чистая прибыль», это – дивиденды.

А вообще-то «Башнефть» — это нефтяная компания, ведущая деятельность более чем в 20 регионах России и за рубежом. Которая занимается нефтепереработкой и добычей нефти в Республике Башкортостан, Татарстане, Ханты-Мансийском и Ненецком автономном округах, Тюменской и Оренбургской областях. При этом, несмотря на то, что даже Ernst & Young оценивало «госпакет» «Башнефти» в диапазоне 297–315 млрд. рублей (порядка 5 млрд. долларов США), что является очевидно заниженной суммой (если кому непонятно, «оценщики» в подобного рода ситуациях всегда «страхуются»), то правительство, в лице И.И.Шувалова говорила о достаточности 3 млрд. долларов. При этом, что самое смешное, это то, что все эксперты в голос утверждали, что оценка Ernst & Young при условиях конкурентных торгов должна была, напротив, где-то минимум на десять процентов возрасти.

Естественно, такая вот «приватизация», на «ценовом дне» и с прочими сопутствующими обстоятельствами просто не могла не вызвать череды совершенно жутких и местами откровенно неприличных скандалов.

И вот результат.

Что тут можно сказать.

Деньги и вправду любят тишину, и «отложить на неопределенный срок» приватизацию «Башнефти», вне всякого сомнения, было единственным правильным решением, наверное, с любой точки зрения. И с точки зрения потенциального бенефициара сделки, который в ситуации «скандальной публичности» вряд ли мог получить компанию по цене «ниже нижнего». И с точки зрения «сопровождающих сделку» чиновников, которым подобного рода «публичность» вообще ни к чему, ибо вызывает слишком много вопросов не только у общественности, но и, вполне возможно, у «регулирующих органов».

И, разумеется, с точки зрения государства, ибо для любого непредвзятого наблюдателя понятно, что не имеет смысла продавать за копейки успешное предприятие, которое и так приносит вполне себе даже ощутимые деньги что в федеральный, что в региональный бюджет.