— 20 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Ну и где же этот ваш "идеальный шторм". К прекращению падения экономики

В Минэкономразвития и Банке России констатируют, что падение российской экономики прекратилось

18.08.2016

«Экономический блок правительства РФ и ЦБ РФ» с одной стороны и «экономический блок правительства РФ и ЦБ РФ» снова вступили в жаркий спор между двумя своими полушариями.

С одной стороны, в Минэкономразвития и Банке России констатируют, что падение российской экономики прекратилось. По крайней мере, уже в июне-июле федеральный бюджет был фактически бездефицитным.

Вот уже три недели подряд в России наблюдается дефляция. Или по меньшей мере "плато".

За прошедшую неделю цены на плодоовощную продукцию в среднем упали почти на три с половиной процента. Из них на свежие помидоры — на 9,3%, на белокочанную капусту, картофель, морковь и огурцы — на 4–5,8%. Говядина, рыба и куриные яйца подешевели на 0,1%. Это, правда, компенсируется незначительным, не более чем на полпроцента, ростом цен на свинину, гречку, полукопченую колбасу и сахар-песок.

Цены на бензин и дизельное топливо, которые для тренда важнее, практически не изменились.

Таким образом, как минимум инфляция находится где-то «вокруг нуля», но скорее даже можно говорить о продлении почти месячного «дефляционного тренда». По оценкам все того же Минэкономразвития, наиболее вероятный вариант развития событий в августе — дефляция на уровне 0,2 % за текущий месяц.

Что ещё важно.

Даже, мягко говоря, сверхмонетарные по своей идеологии и косервативные в любых оценках растущих трендов экономисты ЦБ РФ в последнем выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды» вынуждены констатировать, приводим дословную цитату: «Индексная оценка российского ВВП говорит о том, что рецессия осталась позади, а впереди — медленный рост экономики» (с).

Но это – только с одной стороны.

Другое полушарие «экономического блока» нас продолжает пугать. В Министерстве финансов Российской Федерации не считают, что ситуация в экономике улучшается.

Напомним: первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно заявила, что экономика находится в «центре шторма», когда «выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре». «Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы. Бюджетная сфера — наш главный внутренний вызов».

Что в связи с этим предлагает Минфин, тоже не является секретом. Замораживание расходов бюджета, поднятие пенсионного возраста, «урезание интересов ВПК», сворачивание социальных программ, масштабная приватизация. Более того, Минфин требует «наказывать регионы за превышение установленного размера дефицита бюджета, навсегда отказаться от принципа индексации пенсий, зарплат бюджетникам и соцвыплат на уровне инфляции, а осуществлять их, исходя из текущей ситуации». Иначе резервы закончатся уже в этом году.

И если экономика перестала падать, а бюджет быть дефицитным – тем хуже для экономики и бюджета, потому как они противоречат самым передовым в мире экономическим теориям.

…В общем, ничего нового. Одни в "экономическом блоке" смотрят на приведённые выше показатели — и констатируют относительное благополучие. Другие ожидают, что во втором полугодии этого и в следующем году нефть опять рухнет до показателей начала 2016-го (то есть до 30-35 долларов за баррель) и строят прогнозы исходя из этой оценки.

Оптимисты указывают на рост энергетического сектора и сельского хозяйства.

Пессимисты — на продолжающееся падение строительного сектора.

Оптимисты — на рост промпроизводства в первой половине года.

Пессимисты — на его неустойчивость.

Пессимисты за увеличение "долларовой подушки" в американских ценных бумагах, чтобы можно было как-то просуществовать, если вдруг что случится (собственно, за последний год эта подушка ими была увеличена на 26% - до почти 92 млрд долларов, хотя и не достигла исторического максимума былых лет).

Где-то в стороне стоят сторонники печатания рублей и вливания их в проекты развития, иначе мы так и будем вечно зависеть от барреля. Они повторяют это уже много лет, и уже много лет экономическая политика доверена не им, так что пока что их мнение не опровергнуто практикой.

Тем временем руководство страны вкладывается в то, что в ближайшие десятилетия деньги приносить будет точно и при любой погоде — энергетику, транспортные артерии и сельхоз. А заодно в то, что в нашем неспокойном мире является единственным надёжным средством обеспечения логистики — ВМС, ВКС и сухопутные войска.

В этой ситуации руководству можно, конечно, предъявить отсутствие смелости для совершения большого рывка. И можно предъявить паранойю, заставляющую наращивать обороноспособность за счёт денег, которые можно было бы пустить на "создание привлекательного инвестиционного климата в стране" (в мероприятия по этой части можно записать столько всего, что не перечислишь, а рот сам наполняется слюной).

Собственно, стороны так и делают. И эта ситуация, вероятно, будет сохраняться столь же долго, сколько и затянувшаяся неопределённость мировой экономики.