— 29 мара, 2024 —
 
Новый кризис

Пост-советский Узбекистан кончается. Что будет после Каримова

Умрёт Каримов или сойдёт со сцены - не избежать потрясений

Инсульт первого и бессменного президента Узбекистана Ислама Каримова подтверждён. С учётом того, что главе крупнейшего по населению среднеазиатского пост-советского государства 78 лет, есть все основания сомневаться в том, что он вернётся к управлению страной.

Ислам Каримов является предпоследним лидером пост-СССР, оставшимся от собственно СССР. Теперь, если он умрёт или сойдёт со сцены, последним останется Н.А. Назарбаев (последний, кстати, хоть и моложе, но с преемником тоже определённости нет).

Что следует отметить. Ислам Абдуганиевич никогда не был ни другом России, ни сторонником евразийской интеграции. Ему принадлежат, например, такие слова: "В ближайшее время на постсоветском пространстве активизируются силы, которые, пользуясь тем, что молодое поколение не имеет достаточного понятия о недавней истории, стремятся путем вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому. При всём этом, забывая о тоталитарной сути советской империи, распад которой был обоснован, в первую очередь, политической, экономической и идеологической несостоятельностью".

Во внешней политике Каримов придерживался ориентации скорее на Запад и время от времени пытался поучаствовать в реализации "альтернативных проектов", продвигаемых американскими геополитиками времён неоконов - к таковым, в частности, относилось объединение ГУУАМ. Последнее было призвано создать не только противовес влиянию России на юге СНГ, но и создать альтернативный трансевразийский маршрут движения товаров и углеводородов по маршруту Каспий - Кавказ - Черное море - ЕС. Проект оказался мертворождённым, поскольку к нему не удалось привлечь ни закуклившийся Туркменистан, ни центр евразийской идеи Казахстан, после чего И. Каримов вывел Узбекистан из ГУУАМ так же, как ввёл.

Во внутренней политике Каримов создал крутую и жёсткую автократию, у которой по сути имелось лишь одно безусловно положительное качество - она светская. Во всех остальных аспектах Узбекистан Каримова представляет собой крайне конфликтное общество, прикрытое весьма суровой системой госбезопасности. Достаточно отметить, что в Узбекистане сохранились выездные визы, наличествует огромная "частичная занятость" (скрытая безработица оценивается примерно в 25%) и существует даже парадоксальная армейская коррупция - в военкоматах берут взятки за принятие в армию. Сообщается также о гигантском перепаде в доходах между сверхбогатым меньшинством и практически всем остальным населением - гигантском даже по обычным постсоветским меркам.

К сказанному стоит добавить, что порядка 15% населения 33-миллионного Узбекистана работают гастарбайтерами в других странах, в первую очередь в России и Казахстане. В то же время официальная статистика говорит о довольно активном развитии промышленности и о 8-процентном росте ВВП Узбекистана в прошлом году (следует отметить, однако, что рост ВВП никогда не был фактором стабильности ни в одной стране).

В случае смерти или ухода Ислама Каримова все специалисты дружно предсказывают серьёзный перелом. В то, что Узбекистан сумеет пройти смену лидера так же тихо, как соседний Туркменистан, практически никто не верит.

В преемники СМИ обычно назначают текущего премьера, Шавката Мирзиёева (или Мирзияева), 59-летнего функционера, уже 13 лет находящегося на своей должности. С его возможным руководством связывают ожидающийся "крен" в сторону России. Однако с учётом серьёзнейшей, пусть и подспудной сегодня, угрозы исламистского реванша и накопленных социальных противоречий никто не берётся прогнозировать, удастся ли Мирзиёеву удержать Узбекистан от катастрофических потрясений.