— 04 июня, 2023 —
 
Политика России

Крепость осаждённой нормальности. Смысл внезапной проверки боеготовности войск РФ

Нынешняя проверка боеготовности имеет малое отношение к текущим делам. Она про куда более глубинные, системные и долгосрочные процессы

Уже третий год подрядинтересующаяся политикой российскаяпублика время от времени приходит важитацию по одному и тому же поводу –из-за внезапной проверки боеготовностив российских вооруженных силах, а вернеевнезапной комплексной проверкибоеготовности.

Выглядит это и впрямьс каждым годом все более масштабно ивпечатляюще. В ружье становятся десяткитысяч человек, огромный армейскиймеханизм начинает вертеться с огромнойскоростью и на публику выдаватьрезультаты, от которых у граждан шерстьна загривке становится дыбом. Например,текущая проверка потрясла воображениеобщественности вовлечением в себяважнейших федеральных гражданскихструктур, таких как ЦБ, Минфин и Росрезерв.Неудивительно, что это стимулируетаналитиков – как профессиональных, таки диванных – на мрачные военные прогнозы.

Первой версией обычновозникает сакраментальное: «Может, бахнем?». Однако затем граждане быстровозвращаются в разум и начинают строитьпредположения от обратного: Россия навесь мир бренчит железом, чтобы недопустить того, чтобы бахнуло. И тогдаглавным вопросом становится выяснение,а где, собственно, должно бахнуть. Наборвариантов за последние годы стабилизировалсяв приевшемся пасьянсе: Украина, Прибалтика,Сирия, Турция и т.д. и т.п.

В этой ситуации хотелосьбы спеть поперек хора и высказатьосторожное предположение, что нынешняяпроверка боеготовности имеет малоеотношение к текущим оперативным делам.Она про куда более глубинные, системныеи долгосрочные процессы. А размах имасштабность мероприятий толькоподчеркивают, что все это не про здесьи сейчас, а про конструирование большогобудущего.

Самым интереснымвопросом, непосредственно связанным спроходящей проверкой (да и прочимимногочисленными военными учениямипоследних лет), является следующий:какое будущее строят в России? ради чеговся это бурное движение в самыхразнообразных сферах? какова конечнаяцель?

Полагаю, ответ чрезвычайнопрост: в России строят, а вернее продолжаютстроить и развивать нормальную страну.

Не идеальную, беспроблемнуюи т.д., а нормальную. Страну, где людиработают, отдыхают, растят детей, ездятна курорты и дачу, решают проблемы ивеселятся на праздники. Страну, гдестроят мосты, дороги и атомоходы, гдеавтомобилисты пропускают пешеходов, асобаковладельцы убирают за своимипитомцами на прогулках (по последнемупункту предстоит еще много работы).Страну, где главенствуют традиционныеценности, а гражданский мир являетсяважнейшей ценностью.

В общем, совершеннонормальную, можно даже сказать, скучнуюв своей обыкновенности страну.

С этой точки зренияпроцессы, связанные с российской армией,включая учения и проверки, полностьюукладываются в текущие тенденции.

Потому что это нормально,когда армия и система ГОЧС тренируются.Это нормально, когда резервистовподдерживают в тонусе. Это нормально,когда вооруженные силы занимаются своимнепосредственным делом и не вылезаютс учений. Это нормально, когда вся системагосударственных структур периодическипроверяется на готовность работать вчрезвычайных ситуациях.

Ненормальными былипредыдущие два с половиной десятилетия,когда всего этого не было, и российскоеобщество забыло, что это ненормально.

Другое дело, что нельзяигнорировать, что нынешние учения итренировки проводятся максимальнооткрыто и даже демонстративно. Что изаставляет многих граждан тревожитьсяпо поводу смысла и целей происходящего.

Безусловно, тут своюроль играет и развитие современныхтехнологий. Некоторые вещи становитсятрудно, да и бессмысленно скрывать.Старожилы утверждают, что снайперы вовремя больших государственных праздниковрасполагались на кремлевской стене ив советские времена. Но тогда их тщательноскрывали, а теперь открыто демонстрируютво время трансляции Парада Победы повсем федеральным каналам.

Это отражает как новыйуровень развития и распространенноститехнологий (когда у каждого первоговысококачественная фото- и видеотехниканекоторые вещи просто теряют смысл),так и кардинальную смену идейногоподхода. Обеспечение общественнойбезопасности из предмета некоторойнеловкости нашего государства сталоего гордостью.

Но это, разумеется,только часть объяснения текущейоткрытости российских силовых структур.Возможно, главная причина – в вышеупомянутойнормальности России и защите этойнормальности.

Пространство нормальногов мире сокращается очень быстрымитемпами. Настолько быстрыми, чтоигнорировать ощущение хаотизации миране получается даже у самых далеких отновостей людей. Неудивительно, чтороссияне все чаще чувствуют, что нашастрана, если переиначить известныйдемотиватор, не у черта на куличиках, ау Христа за пазухой.

А еще страна чувствуетмногочисленные угрозы себе. Неважно,чем является нынешняя риторика Западаи ряда незападных стран. Россия усвоиласовет старой еврейки, пережившейХолокост: если вас обещают убить –верьте сразу, не пытаясь списать все нашутку, верьте.

Так что, все эти широкоосвещаемые учения и проверки боеготовности- они, скорее всего, не про конкретноУкраину, или Сирию, или что-то другоетекуще-тактическое.

Они в целом шлют мирупослание: мы готовимся к любому развитиюсобытий. Вплоть до самых тяжелых инеблагоприятных, вплоть до партизанскойборьбы (если кто не понял, создаваемыепрямо сейчас подразделения территориальнойобороны в том числе и про это – пропартизанскую войну в условиях оккупации).

Эта открытаяи даже демонстративная готовностьРоссии к защите себя по любому направлениюи от любых угроз тоже является важнойчастью обороны страны, поскольку прямоставит перед миром вопрос: мы-то готовы,а вы?