— 25 апреля, 2024 —
 
Общество

На возвращение героев в Россию. К годовщине трагедии, изменившей всё

В зоне ликвидации последствий тайфуна погиб глава Приморского управления МЧС

По всем СМИ прошла информация о том, что в зоне ликвидации последствий тайфуна погиб глава приморского управления МЧС. Олег Федюра погиб, спасая своих коллег.

Это еще одна отличительная черта нашего времени. Новости о подвигах наших современников регулярно появляются в медиа и социальных сетях. Дела и имена многих из них знает и помнит вся страна: старшего лейтенанта Александра Прохоренко, вызвавшего огонь на себя при освобождении Пальмиры; полковника Серика Султангабиева, прикрывшего подчиненного от взрыва гранаты и выжившего после этого; экипаж самолета Orenair, посадившего Боинг-777 с горящим двигателем и более 350 людьми на борту и многих-многих других.

А ведь всего несколько лет назад все было совсем иначе. И дело вовсе не в том, что героев тогда не было.

Дело в том, что с начала 1990-х годов Россия попала под интенсивнейшую идеологическую и медиа-атаку, которая внушала ее народу очень простую и в некотором смысле привлекательную идею:

Героев не существует. Подвиги – удел супергероев в обтягивающих трико или высокотехнологичных костюмах. Обычный человек подвигов совершать не должен, да и не может. Более того, подвергание своей жизни риску, а то и жертвование ей абсурдно и бессмысленно. Необходимость подвига всегда означает чью-то ошибку, а то и преступление. Приносить в жертву свою уникальную, единственную и неповторимую жизнь, чтобы исправить чужую ошибку-преступление – не подвиг, а глупость. Особенно в Этой Стране© – с ее преступным государством и обреченным на гибель будущим.

Параллельно, разумеется, началась ревизия прошлого. Выяснилось, что и Осляби с Пересветом не существовало вовсе, и с Иваном Сусаниным все было не так, как нам рассказывали на уроках истории, и Денис Давыдов воевал неправильно.

Особенно досталось, конечно, Великой Отечественной войне. Кажется, нет ни одного имени и подвига, до которого бы не дотянулись обличители «проклятого прошлого»: Зоя Космодемьянская, 28 панфиловцев, Александр Матросов, Николай Гастелло… Список можно продолжать очень долго.

Что касается современных героев, то СМИ их старательно игнорировали. А когда игнорировать совсем уж не получалось, то их для публики представляли не героями, а бессмысленными жертвами-мучениками этой проклятой страны. Так было и с Евгением Родионовым, выбравшим смерть, но не отрекшимся от своей веры, и с 6-й десантной ротой, и с экипажем подлодки «Курск».

Кстати, не стоит думать, что данный подход был создан и заточен победителями в холодной войне специально для России. Вовсе нет. Это как раз тот самый случай, когда для «колонизуемой территории» была использована прямая калька с идеологической конструкции, доминирующей и в «метрополии».

Ровно такие же конструкты закладывают в головы своих граждан западные государства. Голливуд как главный ретраслятор западной идеологии на массовые аудитории не даст соврать: подвиги – удел супергероев, будь то острящий в любой ситуации «крепкий орешек» Брюс Уиллис или же один из этих накаченных парней в трусах поверх трико.

Как бы то ни было, но это сработало. Не до конца и не полностью, но сработало. Российское общество и впрямь если не приняло эту идею, то в какой-то момент стало куда молчаливее. Как будто начало стесняться своих героев.

А потом маятник качнулся обратно, чтобы к нашему времени, к 2016 году, вернуться к традиционному для России отношению и восприятию подвигов и героев.

Невозможно назвать переломный момент, когда все изменилось. Как и очень многие другие процессы, все развивалось очень постепенно, медленно и почти незаметно. Сейчас, задним числом можно разве что выделить некоторые моменты, которые явно стали значимыми на этом пути.

Сегодня у нас годовщина одного такого момента.

Ровно двенадцать лет назад Россия потеряла 333 своих гражданина. Это стало одной из самых страшных трагедий для страны, потому что среди погибших оказалось 186 детей.

А еще в этом скорбном списке тринадцать отдельно стоящих имен – 10 сотрудников спецназа ФСБ, два – сотрудника МЧС и один – сотрудник МВД. Люди, которые делали там – в Беслане – свою работу, и погибли, выполняя ее.

ЦСН ФСБ – элита спецназа, чьи потери за многие годы опаснейших операций можно было пересчитать по пальцам, в тот день потерял сразу десять человек.

И не было никакой силы на свете, которая смогла бы заставить российское общество хоть на долю секунды усомниться в их подвиге, которая смогла бы заставить увидеть в них жертв, а не героев, и задаться змеино-ядовитым вопросом «во имя чего они погибли, и стоило ли оно того?!».

С тех пор было еще много всего.

Погибшие в Цхинвале российские миротворцы. Люди, вытаскивавшие других из пожаров и тонущих из воды. Полицейский, накрывший собой сумасшедшую убийцу, чтобы принять на себя взрыв, если бы на ней оказался пояс смертника. Матрос Алдар Цыденжапов, погибший ради спасения 348 человек экипажа эсминца «Быстрый» и самого корабля. Гибнущие в борьбе боевиками и террористами силовики…

И еще сотни и тысячи людей, живущие (или жившие) среди нас и напомнившие нам, что подвиг – удел не супергероев, а обычных людей. Обычных людей – как выполняющих своей долг, так и просто оказавшихся рядом с бедой и пришедших на помощь.

Благодаря им мы снова вспомнили, кто мы и что для нас важно. И хочется верить, что больше мы этого не забудем.

Вечная память героям, отдавшим свою жизнь ради спасения других.

Вечная память всем, кто погиб за Родину.