— 28 мара, 2024 —
 
Общество

Про процесс и результат

О необходимости жёсткого переформатирования не только образования в России

…Я сейчас, наверное, буду не очень вежлив и, даже, возможно, жесток.

И тут дело даже не в непрерывном потоке пасквилей в адрес нового министра образования со стороны, как оказывается, «людей со светлыми, чистыми лицами» уверенно записавшей ее в «клерикалы» и вообще «ужас-ужас-ужас». И даже не в нынешней системе отечественного образования.

Просто в ней, в этой «системе» сейчас уверенно просматриваются те самые «управленческие черты», которые старательно внедрялись в нашу российскую жизнь и отчего-то не менее старательно именовались громким словом «реформы».

И образовательная отрасль – здесь просто очень хороший пример.

Смотрите сами.

Допустим, вам крайне и остро нужно что-то вот подходящее (или не очень подходящее, тут по-разному бывает) в срочном порядке «реформировать».

Что вы делаете в первую очередь?

Ну, в первую очередь, безусловно, решаете, что вам важнее, «шашечки или ехать», как в том известном таксистском анекдоте. То есть, определяете, что вас интересует больше: процесс или, собственно говоря, результат.

И при нормальном управленческом подходе тут с образованием все предельно просто: вы определяете, что вам от этой «реформы», прежде всего, нужно. Ну, не вам лично, разумеется (этот вопрос оставляем за скобками), а российскому обществу, российской экономике и выражающему их интересы российскому государству, наконец.

То есть стараетесь определить какое количество специалистов в той или иной области и какой именно квалификации вам нужно, что называется, «на выходе». Это, на самом деле, не так сложно посчитать: есть такая наука, как социология, извините. И есть представление о том, крупными мазками, конечно, что для вас в настоящее время приоритетно, а что, мягко говоря, не совсем.

После чего ставите задачи – да-да, именно задачи, - перед высшей и средней профессионально-технической школами. Мне, государству, нужно такое-то количество врачей, военных, учителей, юристов, экономистов. Водителей грузовиков и газоэлектросварщиков. Писателей и художников-дизайнеров, наконец. И они должны быть вот приблизительно такой вот квалификацией и таким вот набором базовых навыков и знаний. Понятно, что не в деталях, доучим на производстве, но «база» должна быть именно такой и такой.

Высшая и профессиональная школы, что вам для этого нужно?

После чего уже высшая школа, почесав в затылке, должна выдать государству набор требований. Мне, условно, для этого нужно то-то и то-то (финансирование, преподавательский состав и т.д. и т.п). И вот такой-то набор характеристик для абитуриентов, чтобы не учить их тому, чему должны были научить в средней и начальной школах. И не переучивать тех, кого научили не тому и не так.

То есть – строгая и понятная «производственная цепочка»: государство от лица общества и экономики формирует заказ высшей и профессиональной школе. Высшая и профессиональная школа формулирует то, что они бы хотели видеть от выпускников средней и так далее. Нет, просто не будет, безусловно, но тут хотя бы понятно, кто и какие ставит задачи и кто ответственен за результат.

Остальное, простите, лирика.

А вот то, что у нас «реформы» начались, если кто не помнит, с начальной школы, то что высшая школа не может самостоятельно отбирать «заготовки» в лице своих собственных абитуриентов (слава ЕГЭ!) из-за чего не может толком и отвечать за конечный результат (не из каждого дерева выйдет хороший специалист, некоторых как ни учи), это и означает, увы, только одно. О «результате», который должен получиться «на выходе» тут думали в самую последнюю очередь.

Был важен «процесс».

На уровне, в лучшем случае, «как на западе у людей».

Результат, что называется, «на лице»: о качестве «молодых специалистов», за редкими приятными исключениями в виде выпускников недобитых «элитных ВУЗов» на производстве ходят анекдоты. А не имеющий навыков владения русской письменной речью врач из числа «молодых специалистов» - это уже даже и не анекдот…

…Но вернемся к главному: образование тут – просто «понятный пример». Своеобразная «лакмусовая бумага». Потому как, если вы внимательно посмотрите на документооборот наших ключевых экономических ведомств, а особенно на их отчетность, то тоже с легкостью убедитесь, что результат там также никого сильно не волнует.

Ну, ровно в как том известном, слегка похабном, но удивительно точном анекдоте:

- Поручик, вы любите детей?

- Детей не особенно. Но вот сам процесс!