— 19 апреля, 2024 —
 
Политика России

Умная Азия и глупая Европа. О чём саммиты на Дальнем Востоке

Для Владимира Путина, японского премьера Синдзо Абэ, южнокорейской президента Пак Кын Хе Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке плавно перетек во встречу «большой двадцатки» в Ханчжоу

Для Владимира Путина, японского премьера Синдзо Абэ, южнокорейской президента Пак Кын Хе Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке плавно перетек во встречу «большой двадцатки» в Ханчжоу. Казалось бы, зачем громоздить один саммит на другой? Почему лидеры трех крупнейших «некитайских» экономик региона (России, Японии, Южной Кореи) не пожелали найти другое время для просмотра и вправду отличного океанариума в «европейском городе, ставшем восточными воротами России» (Так японский гость почел нужным назвать Владивосток, много лет страдавший комплексом неполноценности в отношении соседней Японии)?

Азиатские прагматики

Что касается Путина, то он еще раз показал, что защита суверенитета для него ничего общего не имеет с самоизоляцией. Что же касается восточных гостей, то тут ответ очевиден: раз они захотели встретиться с Путиным как следует во Владивостоке, а не где-то «на полях» саммита в Ханчжоу – значит, при общении с Россией «полей» им мало и они действительно хотят открыть новую страницу в экономических и политических отношениях с нашей страной.

И они ее открывают. Япония остается основным инвестором в проект «Сахалин энерджи», завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Сахалине – важная часть энергетической безопасности Японии после того, как страна по итогам катастрофы АЭС в Фукусиме решила отказаться от ядерной энергии. В Приморье представлены 13 крупных южнокорейских агрофирм. Они выращивают овощи на арендуемых 100 тысячах гектаров. В итоге Абэ теперь хочет встречаться с Путиным во Владивостоке каждый год. А г-жа Пак Кын Хе даже позволила себе поиграть с идеей зоны свободной торговли между Южной Кореей и Евразийским Экономическим Союзом (ЕАЭС), сама аббревиатура которого подвергается в Евросоюзе уже несколько лет чуть ли не анафематствованию.

Эта ситуация выгодно отличает юго-восточную Азию (ЮВА) от сильно поглупевшей «большой Европы», ныне объединенной в Европейский Союз (ЕС). Лидеры стран ЮВА, как правило, имеют нормальные отношения с США, но, в отличие от некоторых европейских коллег, при этом азиаты не демонстрируют страха и ненависти из-за упоминания имени Путина. Напротив, японцы, корейцы и китайцы, как видим, с удовольствием встречаются с Путиным и предлагают выгодные ИХ СТРАНАМ сделки. Что нормально: Россия признает, что каждая страна вправе отстаивать свои интересы.

Даже явно просматривающееся намерение Синдзо Абэ склонить Путина к «сдаче» четырех Курильских островов взамен за японские инвестиционные предложения на российской территории – нормально (для японского лидера). Российский же президент, хотя всей своей политической биографией показал, что он и вправду «не торгует территориями» (как он и отметил в своем выступлении во Владивостоке) - одновременно сознаёт, что выводить российско-японские отношения из заморозки необходимо. Значит, можно начать ту игру, которую мы давно уже предлагаем японцам: решение территориального вопроса откладывается на будущее, а пока – давайте-ка займемся совместными инвестициями, созданием на спорных островах особых экономических зон сотрудничества и т.д.

Все правильно: так после второй мировой войны лечили свои территориальные раны немцы и французы. Ну и что, что во французском Эльзасе люди дома говорят по-немецки? Если в летний сезон количество несущих процветание туристов превышает количество местного населения, языковая и территориальная проблемы уходят куда-то в неопределенное будущее.

Увы, сегодня европейцы не только не учат этой своей старой мудрости других – они, наоборот, не позволяют «аборигенам» (например, россиянам и украинцам) применять старые европейские технологии примирения.

Европа, которая тупит

Если лидеры Японии и Южной Кореи говорят с российским лидером по делу и как равные, то вот Евросоюз, наоборот, часто общается с Путиным таким же образом, каким осаждающая армия общается с осажденной крепостью. Периодически к осажденному противнику засылаются с Запада «парламентеры» - типа словацкого премьера Роберта Фицо, недавно посетившего Москву под предлогом перехода к Словакии председательства в ЕС.

Фицо сохранил, в отличие от большинства политиков ЕС и собственного словацкого президента Андрея Киски, остатки здравого смысла. В отличие от Киски, Фицо называет себя другом России – и этого достаточно, чтобы ЕС использовал его в роли «доброго следователя». Но не стоит обманываться в вопросе о том, к какой сделке этот «добрый следователь» будет толкать Россию. К этой же сделке призван был подтолкнуть Россию и недавний «проброс» главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера о возможности возвращения России в «большую восьмерку» (нас оттуда исключили, если помните, за Крым).

Эта сделка – сдача Россией Донбасса, а впоследствии и Крыма. Именно попытка заставить Россию бросить Донбасс на произвол судьбы и скрывается за заявлениями лидеров ЕС (включая главу европейской дипломатии Федерику Могерини) о намерении на саммите «двадцатки» «подтолкнуть Россию к выполнению решений Минска-2».

Напомним, что первоначально в Ханчжоу планировалось провести встречу в «нормандском формате» с участием не только Путина, Олланда и Меркель, но и г-на Порошенко. Но история с арестом украинских диверсантов в Крыму (во время ареста погибли российские силовики) сделала невозможным участие Порошенко. О чем и заявил российский лидер. На Украине г-н Порошенко и националистическая клака восприняли это как подготовку к «сепаратной сделке» между Россией и Западом за спиной Украины. В Европе же произошедшее рассматривают как срыв с крючка «русской рыбки». При этом в европейских столицах замалчивают истинную причину срыва «нормандского формата» - украинскую диверсию в Крыму. Так, в качестве официального рупора ЕС, сайт EUObserver сообщает, что «нормандский формат был отменён из-за усилившегося противоборства в восточной Украине и из-за наращивания Россией своих сил рядом с украинской границей».

Это не журналистская ошибка. Это прямая ложь – увы, очень обычная в сообщениях западной прессы о событиях на Украине.

Почему 20 лучше 7

В этих условиях становится вполне объяснимым гордый ответ, который российский МИД дал на «проброс» Штайнмайера о возможном возвращении России в «восьмерку». России и вправду не просто приятнее, но и полезнее вести международную деятельность именно в формате «двадцатки». Там, на «двадцатке», все игроки на месте – и можно вести серьезный разговор об экономике.

А вот «восьмерка» в ее нынешнем виде – это сообщество «шестерок» США, да еще и с жульническими наклонностями. С Путиным их фокусы не пройдут – самые проницательные европейцы поняли это уже давно. Но вот беда: «восьмерка» - это институт, а не «однодневка». Что будет, если в будущем вместо Путина на «восьмерке» Россию будет представлять другой, менее волевой человек? Что-нибудь типа Горбачева? Сами наши западные «учителя» не раз говорили нам, что институты должны быть рассчитаны на века – какие бы персоны их ни возглавляли. Во и нам стоит подождать выздоровления «восьмерки» а уж потом в нее возвращаться. А пока – да здравствует «двадцатка» и деловые форумы типа ВЭФ.

Итого

Главный эффект Восточного экономического форума – психологический. С Россией активно хотят общаться, в Россию вкладывают деньги (интерес Китая и Японии к нашим дальневосточным «территориям опережающего развития» - ТОР – на форуме был неподделен и очень заметен). Да, пока не в лучшем состоянии инфраструктура на российском Дальнем Востоке. Да, есть проблемы с правосудием, таможней – вообще с государственными институтами. Поэтому первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил на форуме создать для Дальнего Востока специальный арбитражный центр.

Недостатки инфраструктуры – это устранимые трудности. Проблемы с правосудием тоже не вечны: законы для иностранных инвестиций в России все уже признают весьма гостеприимными, осталось только добиться хорошей правоприменительной практики. Но это задача выполнимая.

А вот у американцев проблемы с соседями настоящие. Напомним: за последние два года Обама умудрился не включить Россию и Китай в свой прожект «трансатлантического партнерства» TPP, совершенно напрасно настраивая их против США; тот же Обама, поддержав сомнительные гаагские (где Голландия и где Китай) судебные решения по Южно-Китайскому морю, углубил противоречия между Китаем и его соседями – Филиппинами и Вьетнамом. В Пекине все это заметили и не забыли.

В России же на Обаму, как и на когда-то манивший нас американский инвестиционный пул, похоже, махнули рукой. Имея под боком такой динамично развивающийся регион как Юго-Восточная Азия, это в принципе можно себе позволить.