— 27 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Сбалансированный бюджет, даже если все умрут от голода

К новым идеям Министерства Финансов

Как только Минфин сразу же после окончания выборов вылез со своими замечательными в своем роде предложениями, едва ли не все (и в первую очередь «как бы оппозиционные» СМИ) тут же дружно вскричали: вот, дождались! Типа, проклятый путинский режим в лице «Единой России» опять объехал на повороте электорат, обманул его, а теперь «обретя заново власть» опять преспокойнейшим образом приступает к последовательному и целенаправленному гноблению этого самого электората.

На самом деле, это, безусловно, мягко говоря, не совсем так.

Но, впрочем, сначала обо всем по порядку.

Итак.

Министрество финансов РФ в самые кратчайшие сроки предлагает провести очередную «непопулярную реформу», чтобы уже с 2017 года заняться методичным отъемом лишних денежных средств у бизнеса и у населения страны. Согласно плану, для начала страховые взносы предлагается взимать со всего зарплатного фонда по единой ставке в размере 29% с тем, чтобы в 2018 году снизить ее до 28%, а в 2019 — до 26%. Также сценарий предусматривает повышение основной ставки НДС. Сначала с 18% до 20%, а льготной ставки — с 10% до 12%. Затем, начиная с 2019 года, министерство предлагает каждый год поднимать льготную ставку еще на 2%, пока она также не достигнет 20%.

Почему это опасно.

Сегодня работодатели платят 22% в Пенсионный фонд, если зарплата работника не превышает 796 тыс рублей в год (порядка 66 тысяч рублей в месяц), а с суммы, превышающей эту планку — 10%. В Фонд социального страхования уходит 2,9%, но лишь с годового заработка до 670 тыс рублей, в Фонд медицинского страхования — 5,1% от всего размера зарплаты. Новый порядок «получателей высоких зарплат» с получателями низких элементарно уравняет. То есть, работодателю станет не выгодно стимулировать рост заработной платы, и это, в первую очередь ударит по работодателям, нанимающих высокооплачиваемых работников. Потому как именно за счет них и будет, по мнению Минфина, дополнительно пополняться государственная казна.

Риски тут очевидны.

Рост НДС, безусловно, либо окончательно добьет малый и средний бизнес, либо снова вынудит его «уходить в тень», используя серые схемы. Ровным образом те самые «схемы», которые и процветали в те самые приснопамятные 90-е. И с которыми и боролись не столько за счет карательных, простите, органов, сколько за счет того, что риски «работы в серую» были несопоставимы с теми платежами, которые было необходимо вести при работе по закону. И в условиях «белых, прозрачных схем». Ну, а реформа страховых взносов в результате со всей очевидностью может привести к сокращению числа высокооплачиваемых рабочих мест, и первым делом ударить по компаниям, работающим в сфере высоких технологий, где заняты наиболее квалифицированные специалисты. Что прямо противоречит реализации известных майских указов президента.

И всем, в общем-то, прекрасно понятно, что рост налогов на фонд заработной платы и НДС приведет к совершенно конкретным и неприятным последствиям, как то социальная нестабильность в обществе, уход части экономики в тень, рост протестных настроений и рост цен, в которые закладываются «новые налоги» которые так легко и приятно собирать. Вы думаете, минфин этого не понимает?!

Да все он прекрасно понимает.

Просто смыслом его, Минфина существования является отнюдь не рост экономики, которая и так чересчур разбалансирована в настоящее время, чтобы спокойно воспринимать рост «прямых» налогов, фактически, с оборота, каким и является приснопамятный НДС. И не рост благосостояния граждан: если человек не работает в самом Минфине, он вполне может обойтись и 66 тысячами рублей в месяц, а излишки следует прижимать.

Целью и смыслом существования этой организации является исключительно «сбалансированный бюджет».

Даже если все сдохнут от голода.

Это вообще закон бухгалтерии, для которой, как хорошо известно из анекдота, лучший бизнес находится на кладбище, где уже никто и уже никуда не идет. И поэтому алармистские заявления СМИ, о том, что «вот прошли выборы и народ будут щемить» тут некоторым образом несправедливы. Потому как это ущемление не стоит связывать ни с какими-нибудь там особыми «выборами», ибо бухгалтеров на выборах не выбирают и им, в сущности, наплевать. Просто есть непререкаемый закон бизнеса: там, где власть на предприятии получает не управленческая, а бухгалтерская составляющая баланс предприятия будет неумолимо стремиться к нулю. Потому как нулевой баланс с точки зрения любого бухгалтера это и есть, к их сожалению, пока что недостижимый идеал, к которому надо всеми силами стремиться.

Вот.

Такие, простите, дела.