— 22 октября, 2021 —
 
Новый кризис

Ничто не спасёт бумажную прессу

Правительство Российской Федерации одобрило пакет законопроектов, которые позволят увеличить объем рекламы в печатных средствах массовой информации до 45%.

ПравительствоРоссийской Федерации одобрило пакетзаконопроектов, которые позволятувеличить объем рекламы в печатныхсредствах массовой информации до 45%.Также принято решение о направлениипроектов на рассмотрение в Госдуму. Обэтом сообщает пресс-служба Федеральнойантимонопольной службы (ФАС) России.

Приэтом любопытен тот факт, что поправкибыли подготовлены именно Федеральнойантимонопольной службой, и вносятся встатью 16 закона "О рекламе" и встатью 164 ч. 2 Налогового кодекса. Вчастности, поправки в Налоговый кодекспозволят печатным СМИ не рекламногохарактера продолжать уплачивать НДСпо льготной ставке в 10% при увеличенииобъема публикуемой рекламы.

Немог тут, разумеется, остаться в сторонеи премьер-министр РФ Дмитрий Медведев,он же лидер победившей на выборах партии«Единая Россия». Который уже ранееофициально заявлял, что сейчас не самоепростое время для СМИ.

Вот,дословно.

«Времясейчас не самое простое и для СМИ, им невсегда легко, поэтому мы дадим возможностьбольше получать им денег, большезарабатывать», - грустным, но в то жевремя возвещающим надежду для уникальныхжурналистских коллективов констатировалДмитрий Анатольевич.

Аначальник управления контроля рекламыи недобросовестной конкуренции ФАСРоссии, Николай Карташов, так и вообщевзбодрил своих контрагентов в редакционнойсреде, отметив, что принятие поправокрасширит для печатных СМИ возможностиполучения рекламных доходов и будетспособствовать сохранению широкоговыбора печатной прессы, в том числе врегионах.

Ещераз: что тут можно сказать.

А– ничего.

Толькоразве вспомнить известный анекдот пропатологоанатома, интересовавшегося,потел ли больной перед смертью.

Иконстатировавшего, что это – хорошо.

Насамом деле, будем честны хотя бы передсамими собой (а я, признаться, тожечеловек вполне себе даже и редакционный).Никакое увеличение возможности размещатьрекламу на 45% своих площадей печатнымСМИ, особенно в регионах, да и нафедеральном уровне, не поможет от слова«никогда».

Делов том, что у схлопывания рынка печатныхСМИ в нашей стране три вполне понятныепричины, - технологическая, экономическаяи экзистенциальная – и все они вполнесебе даже и объективные.

Прощевсего, кстати, объяснение именно«технологическое»: реклама, вслед заинформацией, действительно уходит изпечати в интернет, и это отнюдь нелокально-российский, а реально глобальныйи общемировой тренд.

Такжепонятны и экономические причины: надворе у нас имеет место быть кризис.

И,вместе со снижением покупательнойспособности у населения, снижаются иобъемы рекламного рынка, особенно вобласти масс-маркета, главного и основного«кормильца» как медиа, так и рекламногорынка.

Всеэто – так.

Но,все-таки, мягко говоря, - не совсем так.

Во-первых,«уход рекламы в интернет» вовсе неозначает конца рекламы в печатных СМИ:интернет равно «отъедает» свои кускии у телевидения, и у FM,и у outdoor(наружная реклама), но ни один из этих«секторов» не схлопывается у нас встране так стремительно. Да и «кризис»- это далеко не только время считатьубытки, но и время новых возможностей.И по опыту прежних «кризисов» - именнов подобные времена, как правило, на рыноквыходят и новые продукты, да и вообщенастоящие, профессиональные маркетинговыеуслуги становятся востребованы дажечуть больше, чем в «спокойные» времена.

Итут мы переходим к самой главной проблеменаших нынешних печатных СМИ в России,а именно экзистенциальной. Если коротко,то звучит она так: они элементарноперестали быть интересны своемусобственному читателю. По крайней мере,большинство из них, потому как примерывполне себе уверенно чувствующих себяпечатных средств массовой информациисуществуют и сейчас. Причем, по всей,что называется, линейке. Вне зависимости,кстати, от как политической, так итематической направленности. И само ихсуществование, кстати, отнюдь никакоене «исключение», а как раз набор правил,которые остальные отчего-то отказываютсясоблюдать.

Еслисовсем грубо, то если потенциальнаяаудитория составляет сто процентов, тобольшинство как федеральных, так и, чтосамое смешное, региональных СМИ,ориентированы в своих материалах на тесамые «пятнадцать процентов».«Квалифицированной», с их точки зрения,аудитории. То есть мыслящих в пределахи шаблонах той страты, к которой ипричисляют себя сами «уникальныежурналистские коллективы». Прямо икосвенно самоотносящие себя именно к«элите», которую волнует возвышенное,демократическое и гламурное. А отнюдьне интересы каких-либо«условно-уралвагонзаводовских папуасов».И тут дело отнюдь не в «политизированности»материалов, и не в их даже «политическойнаправленности», - тут проблема абсолютномировоззренческая, ибо даже какие-нибудь«заметки фенолога» можно написать так,что они будут интересны только«посвященным» и «просвещенным». Ну, аесли ты работаешь на эти условные«пятнадцать процентов», то с какогоперепуга тебя должны читать, любить и,тем более, покупать оставшиеся «восемьдесятпять»?!

Тут,извините, - все только по любви, принуждениеи, тем более, изнасилование головногомозга здесь и чисто технически невозможно.И, кстати, те самые «пробитые» 45 %«рекламных площадей» тоже в очереднойраз свидетельствуют о жутком, лютомнепрофессионализме и неуважении к своейсобственной аудитории. Потому как это,по идее, должен знать любой «профильный»первокурсник: любое, даже самое лучшее,издание начинает терять аудиторию послепродажи более трети имеющихся у негоплощадей. Дальше работает правило: «чембольше рекламы – тем ниже читаемыйтираж». И не надо вот гордиться этимиФАС-овскими «припарками» - мертвому онини к чему.