— 25 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Перестать кормить прибалтов. О начале переориентации русского транзита

В правительстве РФ состоится совещание, посвященное переориентации экспортных потоков российских нефтепродуктов с терминалов Прибалтики на порты России

…Сегоднявправительстве РФ состоится совещаниепод председательством спецпредставителяпрезидента по вопросам природоохраннойдеятельности, экологии и транспортаСергея Иванова, посвященное переориентацииэкспортных потоков российскихнефтепродуктов с терминалов Прибалтикина порты России.

Предполагается,что основными участниками совещаниястанут представители РЖД и "Транснефти",компаний нефтегазового сектора.

Какговорится в пояснительной записке ксовещанию, транзит российских грузовв направлении прибалтийских портов насегодня составляет более сорока девятимиллионов тонн в год. Туда, помимонефтепродуктов, идут калийные и азотныеудобрения, перваливается и отечественныйуголь, и другие грузы. Российскиелогистики теряют на этом около 1,3миллиарда долларов выручки в год. Итолько элементарный перевод экспортанефтепродуктов в российские портыможет обеспечить их загрузку дополнительнона 9 миллионов тонн ежегодно.

Напомним:ранее глава "Транснефти" НиколайТокарев в своем докладе президентуРоссии уже пообещал, что "Транснефть"до 2018 года прекратит экспорт черезприбалтийские порты и "направитгрузопоток через российские порты,где есть профицит мощностей".

Собственноговоря, сейчас вопрос - в элементарнойнесогласованности действий отдельныхструктур и компаний в условиях «открытогорынка». Приобретая сравнительно небольшуювыгоду одни, скажем так, подставляютдругих - и «рыночные механизмы» врезультате вступают в откровенноепротиворечие с общеэкономическимизадачами.

Хорошоизвестно, что многие российские компаниизаинтересованы в сохранении экспортачерез порты Прибалтики. Так, "Уралхим"владеет контрольным пакетом терминалапо перевалке минеральных удобренийв Риге, "Еврохиму", "Акрону"и "Кузбассразрезуглю" принадлежаттерминалы в Эстонии.

Деньги,как известно, строем не ходят. Вот иприходится проводить координирующиесовещания, где интересы всех рыночныхигроков приводятся «к общему знаменателю»:задача в общем непростая, но вполнерешаемая.

Ещеодин вопрос будет, вне всякого сомнения,касаться и Белоруссии.

Потомукак на сегодняшний день более 90 % экспортанефтепродуктов из братской республикиуходят в сторону Прибалтики и черноморскихпортов Украины. И это, откровенно говоря,ненормально, потому как белорусскиенефтепродукты представляют из себяпереработанную и приобретенную польготным тарифам российскую нефть. И,безусловно, при использовании «понижающихкоэффициентов» на тарифы на перевозкуи другие вполне рыночные инструментыРоссии вполне по силам перенаправитьэти потоки в свои собственные порты.

...Ноэто всё в будущем.

Апока только переброска чисто российскойнефти и нефтепродуктов с портов странБалтии (в частности, Вентспилса и Риги)на российские добавит последним до $36млн. выручки ежегодно.

Иэту задачу и можно, и нужно решить всамое ближайшее время.