— 19 мара, 2024 —
 
Экономика страны

Шесть миллиардов рублей на взлом льда. Почему это правильно

Выборгский судостроительный завод приступил к строительству нового ледокола

Напрошедшей неделе Выборгский судостроительныйзавод приступил к строительству новогодизельного портового ледокола. Судносравнительно небольшой мощностьюпорядка десяти МВт и такой же ледовойпроходимостью (способно работать сольдом толщиной до полутора метров), каксообщается в пресс-релизе завода ВСЗ,будет оснащено инновационной силовойсистемой, позволяющей обеспечитьбесперебойную навигацию танкеров СПГна подходном канале порта Сабетта наполуострове Ямал. Спускна воду намечен на 2018 год.

Стоимостьпроекта - порядка шести миллиардоврублей.

Заказчиком,что естественно, выступает федеральноегосударственное предприятие «Атомфлот».

Чтотут особенно интересно – это абсолютно,так сказать, «прикладное» значениепроекта.

Одиниз главных факторов проблемностисеверных портов – отнюдь не «матёрые»дрейфующие льды Северного Ледовитогоокеана. А так называемый припай: виднеподвижного льда вморях, океанах и их заливах вдоль берегов.Представляющий собой прикрепленный кберегу или отмели ледяной покров, испытывающий «вертикальные колебания»и простирающийсяна расстояние от нескольких метров досотен километров от берега при сезонномзамерзании воды.

Идля сезонных (осенних и весенних, впервую очередь) «взламываний» этогосамого припайного льда и предназначеныи дизельный ледокол этого проекта,предназначенный для «Атомфлота». Изаказанные «Газпром нефтью» и ужестроящиеся два ледокольных судна проектаArc130.

Чтолюбопытно.

Какизвестно, проекты освоенияарктических месторождений сулятроссийским верфям значительный объемзаказов, за которые сейчас идет оченьсерьезная конкуренция между российскимисудостроительными предприятиями. Инесмотря на то, что основные объемы,судя по всему, все же «уйдут в сторонуДальнего Востока», на принадлежащийконсорциуму «Роснефти» и «Газпрома»судостроительный завод «Звезда», верфямроссийского северо-запада заказов тожеболее, чем хватает. И несмотря на то, чтона азиатских верфях строить все то жесамое пока объективно дешевле, вопросывсе же решаются в пользу отечественныхсудостроительных предприятий.

Втом числе, кстати, и за счет вхожденияв их уставной капитал российских нефтяныхи газовых гигантов, способных и кредитоватьверфи, и выстраивать лизинговые схемы,за счет чего сейчас в первую очередь ивыстраивается портфель заказов. Тот жеВыборг, к примеру, уже обеспеченперспективными заказами только напроизводство ледоколов и рыболовецкихсудов арктического класса до 2023 года,а их объем оценивается в более чем сорокмиллиардов полновесных российскихрублей. На Балтийском заводе этим летомбыл спущен на воду головной атомоход«Арктика» проекта 22220, идет строительствоеще двух ледоколов – «Урал» и «Сибирь».На «Адмиралтейских верфях» недавно позаказу ВМФ России был созданледокол-снабженец «Илья Муромец» проекта21180.

Заказчики,помимо ВМФ, понятны: нефтегазовыекомпании, а также все тот же «Атомфлот»,«Совкомфлот» и «Росморпорт». И они, этизаказы, нет никаких даже сомнений, будутвсе прибывать и прибывать: российскаяАрктика суть огромная ресурсная кладовая.И не пользоваться ею есть страшныймакроэкономический грех.

Огрустном же, например, о гибнущих сейчаскогда-то ведущих в отрасли «советских»,а ныне «незалежных» Николаевских верфяхУкраины поговорим в следующий раз.