— 20 апреля, 2024 —
 
Общество

​Джованни Пиранези о духе, туризме и инфантилизме

Работы великого графика Джованни Баттисты Пиранези выставляются сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Люди, живущиена обломках великих империй, для потомковвсегда выглядят жалко. Развешивая напротянутых между колонн веревках мокроебелье, купая свиней в античных фонтанахс нептунами и наядами, прячась в тенитриумфальных арок человек Средневековья,по крайней мере, оставался самим собой:он брал от великого наследия то, чтобыло нужно именно ему.

Для великого графикаДжованни Баттисты Пиранези, чьи работывыставляются сейчас в ГМИИ им. А.С.Пушкина, такой подход уже не выглядитестественным. Античный храм для негоне лесная чаща, а фонтан – не лужа; помимофункции дарить тень или спасать от жаждыони несут в себе грандиозную мощьчеловеческого духа, способного уловитьгармонию сфер и на равных общаться сбогами на языке мудрости и красоты.Высокие своды и точеные капители нужныне тем, кто смотрит под ноги, но тем, ктоувлечен славой побед, верит в будущееи готов дотянуться до звезд. В эпохуПросвещения, когда «простой человек»объявлялся способным управлять мироми обществом с помощью своего разума,Пиранези совершил настоящий и не доконца понятый интеллектуальный кульбит.Он упростил и принизил современника,расположив его на фоне архитектурныхшедевров – недосягаемых, неповторимых,непостижимых.

Этот сарказм был подостоинству оценен власть предержащими.Медные доски с гравюрами венецианскогоархитектора были выкуплены лично ПапойРимским и помещены в государственнуюКалькографию – ведь людям трудно болеенаглядно объяснить место человека воВселенной. Грязные улочки возлевеличественных руин были расчищены изамощены; руины объявили памятниками,отгородили ленточкой и поставили кассыдля продажи билетов туристам. Вошедшиев путеводители достопримечательностистали местом необычайной притягательнойсилы: на фотографиях, развешенных вмузее рядом с офортами мастера попринципу «было-стало», античные шедеврыбуквально тонут в море голов желающихзачекиниться и сделать селфи.

Миллиарды сделанныхна телефон фотографий уже не имеютничего общего с попыткой увидетьпрекрасное в том, на что другие необращают внимания. Напротив, это проекциястраха быть «не как все», боязнь смотретьтуда, куда другие не смотрят.

Что ж, было время, когдалюди коллективно не замечали красотыантичных зданий, пришло время, когдалюди коллективно ее боготворят. По-сути,разница не велика, и офорты Пиранезибыли не единственной причиной этойтрансформации.

Гораздо важнее, по-моему,открытое Пиранези неверие в собственныесилы, роднящее жителей средневековьяи наших современников. Офорты мастеракричат о том, что одухотворенный великимиидеями труд может дать не меркнущий ввеках результат, - но этого не данослышать карликам, стоящим на плечахгигантов.