— 29 мара, 2024 —
 
Политика России

Плутониевый указ Путина: почему это не имеет значения и почему это очень важно

"В связи с возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации..."

Президент Путин подписалуказ и одновременно направил в Госдумупроектзакона, по которому предлагаетсяприостановить действие соглашения обутилизации плутония (СОУП). Это соглашениеРоссия и США заключили в 2000 году какчасть усилий по разоружению. По немупредполагалось избавиться от излишковзапасённого обеими странами оружейногоплутония – стороны должны былиутилизировать по 34 тонны. Соглашениевместе с двумя протоколами к немувступило в силу летом 2011 года.

Такое решение официальномотивировано тем, что США выполняетСОУП ненадлежащим образом. В отличиеот России, которая построила завод попереработке плутония в так называемоеМОКС-топливодля ядерных электростанций, СШАстроительство подобного завода ниасилили,поэтому решили просто перемешиватьплутоний с неким балластом и в такомвиде захоронить. При этом тщательноделая вид, что таким способом оружейныйплутоний полностью и безвозвратнонейтрализован, хотя любому понятно –то, что однажды смешали и захоронили,всегда можно выкопать и разделитьобратно.

Тут надо сказать, чтоособого практического эффекта отприостановки СОУП не будет. Очевидно,что Россия не остановит производствоМОКС-топлива, поскольку уже построенне только завод по его производству, нопостроены и продолжают строитсявысокоэффективные реакторы серии БН,специально для такого топливапредназначенные. Собственно, впояснительной записке к проекту законатак прямо и сказано: «…плутоний,подпадающий под действие Соглашения,остается вне ядерной оружейнойдеятельности, что свидетельствует оприверженности России курсу на ограничениеядерных вооружений».

Да и для дела ядерногоразоружения предполагаемые соглашениемк утилизации 34 тонны плутония не могутиметь большого значения на фоне общихего запасов – около 105 тонн в США и около150 тонн в России. Достаточно сказать,что из одной тонны плутония может бытьизготовлено до двух сотен ядерныхбоеприпасов, поэтому и оставшегосясырья вполне хватит для гарантированногоуничтожения нашей планеты. Единственныйпрактический результат – американскихинспекторов перестанут уведомлять одвижении плутония и не допустят кпроверкам.

И тем не менее эточрезвычайно важный сигнал, учитывая,что сказано, кому и когда. Ведь вполнеможно было бы вступить с США в очередныебесконечные переговоры об исполненииСОУП, доказывать их неправоту,добиваться исполнения или искатьиные компромиссы. И именно так Россиядо сих пор поступала, скажем, в решенииядерной проблемы Ирана или в многосерийномпроцессе достижения договорённостейпо Сирии.

Но нет, риторика указаи законопроекта звучит совсем иначе.«В связи с возникновением угрозыстратегической стабильности в результатенедружественных действий СоединенныхШтатов Америки в отношении РоссийскойФедерации», «США предпринимают меры порасшатыванию экономики РоссийскойФедерации и нарушению прав российскихграждан», «предпринятые США действияпривели к коренному изменениюобстоятельств, существовавших призаключении Соглашения…», «исходя изнеобходимости принятия безотлагательныхмер по защите безопасности».

До сих пор нормальнойдля России практикой было вести переговорына одну тему без увязки с другой. Еслипереговоры по Сирии - значит, говоримтолько о Сирии. Если о разоружении,торговле или ядерной программе Ирана– значит, обсуждаем именно разоружение,торговлю или ядерную программу Ирана.На этом фоне условия возобновлениядействия СОУП, прописанные в телезаконопроекта, можно считатьбеспрецедентными.

Собственно проблемаутилизация плутония в его тексте занимаетсамое последнее место. Зато широкимимазками представлены и отвод войск НАТОот российских границ, и отказ отнедружественной политики с отменойвсех возможных санкций, которые СШАнапринимали за последние годы, иобязательная компенсация ущерба за этисанкции (разорванная в клочья экономика– помните?). Вишенкой на торте можносчитать требование компенсаций заответные российские контрсанкции – нуа что вы думали, ведь шило, котороевоткнули в бок европейцам, тоже денегстоит.

Условия возобновленияСОУП в законопроекте сформулированытак, чтобы ни один президент США не имелвозможности их принять, а это значит,что СОУП в обозримой перспективепохоронен. А что же с другими договорами?Если отношения с США уже испорчены хуженекуда, стоит ли останавливаться надостигнутом? Почему, например, по тойже причине «недружественных действийСоединенных Штатов Америки в отношенииРоссийской Федерации» нельзя пересмотретькакие-нибудь другие соглашения, скажем,о поставке космических двигателей,благодаря которым американцы выводятв том числе и военную нагрузку, илидоговор СНВ-3 от 2010 года, который являетсяпрактически единственным заметнымдостижением президентства Обамы вотношениях с Россией. Отправка астронавтовна МКС с помощью батута стала бы достойнымукрашением этой коллекции.

Если Россия и вправдунаконец-то отказалась от традиции неувязывать разные темы, то получается,что любые переговоры с США на любую темутеперь будут начинаться с вопросоврасширения НАТО, отмены санкций икомпенсаций за них. Но мы ведь отрицаемидею об исключительности США, а этозначит, что и другие страны в этом смысленичем от Америки отличаться не должны.

Например, ЕС тоже«…предпринимают меры по расшатываниюэкономики Российской Федерации инарушению прав российских граждан», ик ним тоже возможно предъявлять требованияотносительно НАТО, санкций и компенсацийв начале любых переговоров. Тем более,что и повод есть – скажем, Германия иФранция не выполняют своих обязательствпо принуждению Украины к миру точно также, как США не выполняет своих обязательствпо СОУП.

А есть ещё Япония,которая активно желает наконец-тозаключить с Россией мирный договор иполучить острова, одновременноприсоединившись к антироссийскимсанкциям. Конечно, претензии по НАТО ейпредъявлять было бы несколько нелогично,а вот потребовать компенсации – вполне.А потом можно и про острова.

Время для ужесточениятона бесед с США сейчас самое подходящее.За месяц до выборов делать резкиедвижения было бы просто опасно, ибо этодаст Трампу прекрасную возможностьоттоптаться на «успехах» демократическойадминистрации последнего времени – ссоответствующими результатами дляКлинтон. Так что если обычно завершающийсвой срок президент именуется «хромойуткой», то Обама сейчас ещё и утканеоднократно потоптанная.

С российскойстороны уже звучализаявления, что businessas usual, бизнескак обычно, в отношениях с западнымипартнёрами больше невозможен. Будемнадеяться, что именно за последовательнымразвитием этого процесса мы сейчас инаблюдаем.