— 25 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Война с "супер-калеками WADA": к Олимпийскому саммиту и выступлению Путина

"В ближайшее время все рекорды и победы будут только за людьми, которые страдают хроническими заболеваниями"

Вминувшую субботу в швейцарской Лозанне состоялся Олимпийский саммит с участиемруководства МОК, Всемирного антидопингового агентства, глав крупнейших национальныхолимпийских комитетов и международныхспортивных федераций.

ОтРоссии на заседании присутствовалпрезидент Олимпийского комитета РоссииАлександр Жуков.

Решить,конечно, сам по себе этот «саммит» ничегоне мог (это всего лишь «совещательныйорган»), но то, какие решения и положениябудут претворяться, так сказать, в жизнь,стало понятно уже и там. И наиболееточной характеристикой этих решенийбудет, наверное, слово «половинчатые».

Кое-чтоиз полезного и правильного там все -такипрозвучало.

Во-первых,положение о разделении органа,«тестирующего спортсменов» (егопредлагается, фактически, создатьзаново, правда «внутри ВАДА»), и органа,«отвечающего за стратегию и руководствонациональными антидопинговымиорганизациями». Второе – это прямаяобязанность самой ВАДА.

Во-вторых,обязательность дисквалификацииспортсменов не через федерации, а черезсудебную инстанцию (выносить решениябудет должен Спортивный арбитражныйсуд (CAS)). А это уже совершенно другаяпроцедура, предполагающая, как любаясудебная инстанция, «состязательностьсторон». Правда, пока не очень, понятно,как всё это сделать: при нынешнемсостоянии дел и штата CAS провести слушанияпо каждому случаю употребления допингав суде просто технически невозможно,суд элементарно захлебнется.

В-третьих,система должна стать максимальнонезависимой и от национальных интересов.То есть – ВАДА получит более серьезные полномочия в работе с национальными антидопинговыми агентствами. Анациональные программы по тестированиюбудут полностью прозрачными. Приэтом подчеркивается, что МОК готовувеличить финансирование работы вэтом направлении.

Всёэто хорошо, но всего этого элементарнонедостаточно.

Этоне решает наиболее болезненных длясовременного спорта проблем, хотя иинституционно может, скорее всего, ихнекоторым образом приглушить. Ликвидировав,в том числе, и волюнтаризм самой ВАДА.Ибо как ни относиться к спортивномусуду в Лозанне, но если он будет вынуждентеперь не только следить за формальнымсоблюдением процедуры (как было с нашимиолимпийцами), но и рассматривать делапо существу, - с такой «доказательнойбазой», как, допустим, у пресловутой«комиссии Макларена», там делатьабсолютно нечего. Хотябы потому, что следующей судебнойинстанцией в данном случае можетвыступать уже инстанция общегражданская,а там с процедурами не пошалишь.

Но,вот, к примеру, проблемы, которую ужечуть попозже, во вторник, обозначилроссийский президент Путин, прямозаявивший о том, что «спортсменов схроническими заболеваниями надо иоценивать по-особому» - это вообще никакне решает. А её надо решать, причемоперативно, иначе очень скоро все медалибудут«доставаться людям с плохим здоровьем».

Напомним:«Мы видим, сколько сейчас разрешенийпо так называемым медицинским показателямполучают те или иные спортсмены. Наверное,это так, я не буду сейчас давать этомуоценку. Но нам нужно понять, что с этимделать, иначе мы можем столкнуться стем, что в ближайшее время все рекордыи победы будут только за людьми, которыестрадают, скажем, хроническимизаболеваниями», — заявил российский лидерна международном спортивном форуме«Россия — спортивная держава».

Страннотут одно: почему об этом опять говоритпрезидент Российской Федерации. И почемуоб этом молчат те, кому это по должности,простите, положено и кто за это зарплатуполучает.

Атак – понятно, что все только начинается,и борьбы вокруг «олимпийской истории»только-только начинает входить даже нев решающую, а пока всего лишь в дебютнуюфазу.

Ачто в этой борьбе будет легко победить,никто не обещал.