— 25 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Государство заработало. О покупке Башнефти Роснефтью

О "синергетическом эффекте" Путина и смысле продажи

…Итак,триллер с элементами мыльной оперызакончился с ожидаемым результатом. Сделкапо покупке "Роснефтью"государственного пакета акций "Башнефти"(50,075%) завершена, ее сумма составила329,69 миллиарда рублей, которые в самоеближайшее время в предусмотренномзаконом порядке поступят в бюджетРоссийской Федерации.

Очем и сообщило Минэкономразвития ранеев среду.

Тут,прежде всего, важно отметить, что"Роснефть", как и многие другиероссийские крупные (и не только нефтяные)компании с государственным участием,строго говоря, не является государственнойкомпанией. Это акционерное общество,пусть и с контрольным пакетом у государстваРоссийская Федерация, но живет оно непо правилам, прописанным для госкорпораций,а по «Закону об акционерных обществах».Более того, это акционерное обществосо значительным пакетом, принадлежащиминостранному инвестору, а именно BritishPetroleum.

Соответственно,все права – и формальные и неформальные– акционерное общество «Роснефть» наприобретение «Башнефти» имело, и, исходяиз элементарной бизнес-логики, простоне могла этим правом не воспользоваться.

"Роснефть"предложила самуювысокую цену - выше рынка: 330 млрд рублей.

Ну,а дальше проще всего просто послушатьглаву государства, который как лицо «по должностизаинтересованное» вполне точно охарактеризовал сложившуюся ситуациюв своем выступлении на восьмоминвестиционном форуме «Россия зовет»,проходящем сейчас в Москве:

«Почемуона (компания «Роснефть», прим. «Налинии») в состоянии это сделать и почемупредставители государства в компаниине считают это решение для самой компанииущербным? Потому что послеприобретения «Башнефти» и последующейпродажи большого пакета - 19,5% самой«Роснефти» наступает так называемый"синергетический эффект". То естьстоимость этих 19,5% самой "Роснефти"существенным образом вырастает и"Роснефть" имеет возможность нетолько отбить ту небольшую премию,которую она дает государству заприобретение "Башнефти", но ивыгодно продать свой собственный пакет».

Вобщем, логично.

Государствоздесь, по большому счету, должноинтересовать только два фактора:вырученные от приватизационной сделкиресурсы, это раз. А два – безусловноесохранение контроля над важнейшими дляструктурообразующей для РоссийскойФедерации отрасли предприятиями. Аконтроль сохраняется именно через«Роснефть», в которой даже после рекорднойприватизации 19,5 % у государства остается«контрольный пакет». А все остальное –лишь комбинации разной степени изящности.

Чтотут важно - так это реакция рынка.

Аона в данном случае выглядит более чемоднозначно: акциии "Роснефти" (на 0,8 %) и "Башнефти"(на 1,5 %) прибавили в росте только впервый день и только на сообщениио завершении сделки.