— 25 апреля, 2024 —
 
Общество

Иван Грозный и Борис Ельцин: кого из них забыть

Ненависть к памятнику И.В. Рюриковичу требует объяснения

То,какую ненависть вызвала установкапамятника русскому царю Иоанну ВасильевичуГрозному в городе Орле, безусловно,требует разъяснения.

Намв принципе малоинтересны мотивы местногогубернатора, но он вкупе с местнойобщественностью напрягся - и монументконного и оружного Иоанна отныне украшаетобластной центр, раскинувшийся наСреднерусской возвышенности, по обеимберегам русской реки Оки и ее притокаОрлика.

Формальныеоснования для этого существуют. КрепостьОрел была возведена для охраны южныхграниц Московского царства в 1566 годуповелением именно этого русскогогосударя, о чем нам и свидетельствуетлетопись Никоновского свода: «Тогоже лета повелением государя царя ивеликого князя Ивана Васильевича всеяРуси поставлен бысть город на поли нареке Орлее». Ихотя исторический спор насчет того,Грозный повелел или боярин Воротынскийраспорядился, идет до сих пор, сие ужеи не так важно. Народная память вкупе снародной же этимологией твердо указываютна царя Иоанна (согласно легенде, когдастали рубить дуб на слиянии Орлика иОки, оттуда слетел орел и строителиякобы обратились к царю назвать крепостицуименем «хозяина»). И этого вполнедостаточно для возведения монументаотцу-основателю.

Вот,казалось бы, и всё.

Ноне тут-то было. У государства РоссийскаяФедерация существует не только населяющийеё народ. Имеет место быть ещё имедиа-класс, создающий информационныеповоды и требующий за то содержания.Последний с пушкинским воплем насчет«нельзя молиться за Царя Ирода» потребовалвышеуказанный монумент снести. Ибо былзапечатлённый в нём царь злобен и«неоднозначен», рубил головы боярам ипреследовал первого русского диссидентакнязя Курбского, и т.д.

...Впринципе, Бог бы с ним, Иоанном Васильевичем,и, простите, хрен с ним, с медиа-классом.Если б не одно "но": последнийформализовал аргументацию вплоть до«правитель, казнивший и мучивший своихрусских людей, не достоин памятника».

Воттут ребята, мягко говоря, несколькозарвались. Ибо совсем недавно в результатеих мучительных усилий был открыт нетолько монумент, но и целый музей-мемориалроссийскому правителю, при которомнаселение Российской Федерациисократилось не чета тем временам, когдаею правил предпоследний из Рюриковичей.И который «бессудно» (еще один, кстати,аргумент) не только казнил несколькодесятков своих граждан «за восстание»,но и расстрелял прямой наводкой то, чтоИоанн Грозный впервые в России в лице«Земского собора» и создавал, - то естьрусский парламент.

Итем не менее памятник и целый мемориальныйкомплекс этому человеку - за счёт бюджета- в России стоит. А приличная часть«творческой интеллигенции» на деньгииз фонда его имени вполне себе успешнокормится. И требовать снести Ельцин-центрв русском городе Екатеринбурге ни одинчеловек со «светлым интеллигентнымлицом» по причине расстрела российскогопарламентаризма не требует.

Ноэто все – так, шуточки.

Аесли серьёзно, то мы не требуем снестиЕльцин-центр: это – тоже история нашейс вами страны, такая, какая она есть.Просто надо бы пополнить его экспозициюэкспонатами, описывавшими эпохуобъективно.

Мывообще полагаем, что путь к национальномупримирению суть не снесение с Лубянскойплощади нашей с вами столицы Соловецкогокамня. Нам просто хотелось бы, чтобы кэтому камню вернулся и свергнутый сэтой площади памятник Феликсу ЭдмундовичуДзержинскому.

АСоловецкий Камень – пускай стоит.

Онтоже нужен, ибо в нашей с вами историибыли и Соловки.

Ипамятник Иосифу Виссарионовичу Сталинутоже, кстати, обязателен, хотя бы в городеСталинграде. А то монументы жертвамполитических репрессий без него будуткак-то необъективно торчать, перевешиваяисторию на себя.