— 25 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

На скандал с банком "Пересвет": нам нужен другой религиозный банкинг

Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента банка «Пересвет» до дефолтного уровня «D» с «B+»

Международноерейтинговое агентство Fitch понизилодолгосрочный рейтинг дефолта эмитентабанка «Пересвет» до дефолтного уровня«D» с «B+». Cнижение рейтинга обусловленорешением Банка России ввести временнуюадминистрацию по управлению банком, атакже мораторием на обслуживаниеобязательств кредитной организации наполгода. Вслед за Fitch рейтинг понизилои S&P Global Ratings. Агентство снизилодолгосрочные кредитные рейтинги пообязательствам в национальной ииностранной валютах «Пересвета» с«ССС-/С» до дефолтного уровня «D/D».

На1 июля «Пересвет» занимал 43-е местопо объему активов в банковскойсистеме страны, 49% капитала банкапринадлежит РПЦ. Согласно отчетностибанка, физлица хранят в нем 22,4 млрдрублей, юридические лица — 85,8 млрд.

Приэтом по-прежнему остается вероятность,что банк найдет инвестора и возобновитсвою работу. Церковь в России - болеечем влиятельная организация. Возможно,что новый инвестор просто выкупит банкза 1 рубль, как это уже неоднократнобывало в аналогичных ситуациях.

Напрошлой неделе также появилась информация,что банк финансировал структурысвязанного с крымско-татарским меджлисомбизнесмена Ленура Ислямова. Именно сИслямовым могут быть связаны нынешниетрудности «Пересвета». До присоединенияКрыма г-н Ислямов занимался продажейавтомобилей, перевозками и медиабизнесом.В начале года был объявлен в федеральныйрозыск. Он и двое лидеров организации"Меджлис", Мустафа Джемилев и РефатЧубаров, были в числе организаторовэнергетической и продовольственнойблокады Крыма. Летом Московскийарбитражный суд признал Ислямова и егожену банкротами по двум искам Сбербанкана 1,16 млрд рублей каждый.

Скандалсо связями "Пересвета" и Ислямова,к радости российской либеральной клаки,вышел громким.

Чтостоит отметить: Русская Церковь - этобольшая организация с серьезноймеждународной деятельностью, чтоестественно предполагает очень серьезныйбюджет. Статус Патриарха сопоставим состатусом Президента или Премьера итребует соответствующего финансирования.Как бы кому-то ни хотелось обратного,ему соответствующие апартаменты,автомобиль и прочее положены просто поотечественной традиции (точно так же,как президенту России по традицииположено быть в крупнейшей европейскойкрепости). Финансовые льготы у Церквипоявились еще в далеком средневековье,в том числе - и когда Русь была частьюЗолотой Орды. До революции 1917 Церковьбыла крупнейшим собственником. В 1990-егоды на фоне массовой приватизацииактивно обсуждался даже вопроскомпенсации, которую могло бы выплатитьгосударство за национализированные всвое время активы (этот вопрос так и небыл решен - вслед за РПЦ компенсацию отгосударства могли потребовать потомкилиц, потерявших собственность в результатереволюции 1917 года).

Сегодняпо-прежнему очевидно, что РПЦ нуженкрепкий финансовый институт с качественнымменеджментом, который позволил бы вдальнейшем избежать репутационныхрисков.

Снашей точки зрения, было бы правильноиспользовать опыт Банка Ватикана. Понекоторым данным, активы банка Ватиканасоставляют 5 млрд. евро. Ватиканзарабатывает как собственник большихдолей крупных компаний не только натерритории Италии, но и в других странахмира. По слухам, портфель банка примернона ¾ состоит из проверенных государственныхоблигаций и лишь на ¼ из акций.

Былобы правильно создать ОбъединеннуюРусскую Церковную Финансовую Компанию.Т.е. финансовый холдинг, включающийдочерний банк, брокерскую, управляющуюкомпанию и.т.д. Ключевым вопросом являетсястартовый капитал. Откуда РПЦ возьметденьги? С нашей точки зрения, было быправильно, если бы ЦБР передал для даннойцели 1% международных резервов. Сейчасэто примерно - $4 млрд. долл. После этоговопрос долга государства перед Церковьюможно будет считать закрытым. Ну и,конечно, должен быть создан соответствующийнаблюдательный совет, который бывнимательно следил за бизнесом и исключиллюбые операции с сомнительнымиконтрагентами. В него могли бы войтипредставители Церкви, ЦБР и российскихспец. служб.

Религияи финансы связаны намного тесней, чемкажется на первый взгляд. И данныевопросы в принципе являются обычнымивопросами государственного строительства.Сейчас, кстати, ЦБР активно прорабатываетзаконодательную базу для сектораисламских финансов. Данный сектор долженпридать дополнительный импульс экономикамТатарстана и Башкортостана, а такжереспубликам Северного Кавказа. А такжепривлечь в Россию дополнительныекапитала из фондов стран БлижнегоВостока. Не исключено, что уже скороисламский банкинг также плотно войдетв нашу жизнь.