Цены на нефть и газ на максимумах: отреагирует ли «сланец»?
12.07.2021
Еврокомиссия не хочет судиться с "Газпромом" по антимонопольному делу
27.10.2016
Какзаявилав среду еврокомиссар по вопросамконкуренции Маргрете Вестагер по итогамконсультаций с "Газпромом" вБрюсселе, стороны достигли прогрессапо урегулированию антимонопольного расследования ЕСпротив российской компании.
По словам еврокомиссара, стороны обговорили,каким именно образом «Газпром» в досудебном порядке рассеет опасения Еврокомиссии относительно соблюдения им норм конкуренции.
Россия в лице замглавы "Газпрома" А.Медведева выразилась в том же духе:
«Стороны выразилижелание найти взаимоприемлемое решениеи двигаться вперед. Сейчас мы вносимокончательные уточнения в наше официальноеполное предложение об урегулировании.Этот документ будет направлен вЕвропейскую комиссию в ближайшее время».
ПараллельноЕврокомиссиясерьезно измениласвое ключевую позицию по одному из самых «системообразующих»газовых споров с Россией, связанному ссудьбой прокачки по газопроводу Opal.
Напомним, что Opal– продолжение «Северного потока» потерритории Германии от Балтийскогоморя до границы сЧехией, позволяющее соединить«Северный поток» (а впоследствии, вероятно, и «Северный поток – 2») спотребителями газа в Центральной иВосточной Европе, минуя Украину.
Так вот, Еврокомиссия и Немецкое сетевое агентство приняли решение о предоставлении Газпрому доступа к более 50% мощности газопровода Opal. Ранее российская компания могла использовать не более половины, теперь, в связи с изменившимися обстоятельствами - для "других поставщиков" забронированы лишь от 10 до 20% мощностей газопровода.
Кстати, Польша, к примеру, уже грозится оспоритьв суде через свою нефтегазовую PGNiG не только это решение, нои пока ещё даже не заключённую мировую Еврокомиссии и Газпрома по антимонопольному расследованию.
Однако кое-что уже довольно хорошо понятно. Принципиальныерешения на настоящий момент времениуже приняты, и эти решения приняты не в "сторону обострения конфронтации", а в сторону реализма.
Ибо обстоятельства изменились, и та часть европейских элит, которая ещё за что-то отвечает перед гражданами и промышленным капиталом, - обнаруживает похвальное здравомыслие и способность признавать объективную реальность, подстраиваясь под неё.
Проблема тут не только в Украине,опять не закачавшей в свои хранилищанеобходимого для безболезненноготранзита объема газа. И не в том,что СПГ (сжиженный природный газ), на который столько возлагалось, пока что выглядит тупо экономически невыгоднеетрадиционного трубопроводного.
Есть и ещё ряд обстоятельств, в том числе:
а) в Европе, в связи с некоторым ростом производства, прогнозируется увеличение потребления газа на фоне резкого падения добычи в тех жеНидерландах и Великобритании;
б) подписаниедокументов и начало работ по «Турецкомупотоку» делает совершенно бессмысленным«сдерживание русских» по северномумаршруту.
И уже даже WallStreet Journal вынужден признать, что «Россияи ЕС предпринимают прагматические шаги,чтобы облегчить решение бизнес-проблем,в особенности на энергетическом фронте,где Россия остается основным поставщикомприродного газа для множества стран,входящих в Евросоюз».
И, соответственно, становится очевидным, что «антимонопольное дело» скореевсего прагматически скоро будет такили иначе закрыто. И «Северныйпоток – 2» окажется реальностью.
Аэто значит, что «энергетическая картаЕвропы» в среднесрочнойперспективе имеет все шансы получитьзаконченный и достаточно стабильныйвид.
Тот факт, что на этой карте - опять-таки не сегодня, а в среднесрочной перспективе - может сильно потускнеть Украина, не является необъяснимым.
Помимо политической нестабильности, не вполне добросовестного отношения к обязательствам и банальной изношенности ГТС, есть и простой факт: Украина как государство определённо дрейфует к несколько иной макроэкономической роли. Так, по данным статистики, с января по август нынешнего года Украина экспортировала аграрной продукции на сумму $9,1 млрд , что составило 40,1% всего национального экспорта за этот период.
Для сравнения: в 2013 году сельскохозяйственный экспорт Украины составил 24% от общего экспортного объёма, а до мирового кризиса и вовсе не превышал 12-15%.
Таким образом, Украина определённо движется к статусу той самой "сельскохозяйственной сверхдержавы", который обещал ей экс-посол США Пайетт.
На данном пути в силу обстоятельств постсоветской республике не до развития "непрофильных" отраслей. Теоретически имелся сценарий, на котором настаивали, в частности, США: политическими методами заморозить все обходные российские "потоки" и принудить Россию вкладываться в обновление украинской газотранспортной системы.
Однако данный сценарий остался не реализованным. В сложившейся же ситуации восходящей аграрной сверхдержаве статус сверхдержавы энерготранзитной уже не нужен.
12.07.2021
12.07.2021
12.07.2021
17.05.2021
12.05.2021
12.05.2021
12.05.2021
14.04.2021
06.04.2021
06.04.2021