— 26 апреля, 2024 —
 
Общество

​Дуэль на французских булках

Две ностальгические школы сошлись, и всем лично не заинтересованным лучше держаться подальше

Уважаемые читатели!

Заочная схватка междудепутатом Государственной думы Н.Поклонской и кинорежиссёром А. Учителем,несмотря на то, что в ней были зачем-тоупомянуты В.И. Ленин, И.В. Сталин и М.Цзэдун, - не имеет к последним никакогоотношения. Просто не проклясть вождейкрасного XX векав перепалке - для монархиста так женемыслимо, как для украинского публицистанаписать о чём-нибудь и не проклястьВ.В. Путина.

Напомнимсуть баталии: А. Учитель снял художественныйфильм, каких он уже за двадцать лет снялнесколько - о старинной Русской Страстив особняках и тенистых беседках. Ранеежертвами творчества режиссёра ужестановились балерина Спесивцева исожительницы писателя Бунина, а теперь- М. Кшесинская, бывшая сожительницейкак императора Николая II,так и его дяди.

ДепутатПоклонская, которая ещё в бытностьукраинской госслужащей не скрываласвоей более чем симпатии к фигурепоследнего царя, выступила за проверкуданного кинофильма и даже его снятие сэкранов.

...Что хотелосьбы отметить.

Причинасхватки не в том, что пристрастие Н.Поклонской к Николаю IIчрезмерно или иррационально. Объяснитьи рационализировать можно всё, а апологияНиколая от сотен авторов занимает сотнитомов.

Причинасхватки также и не в том, что для творческойинтеллигенции, особенно с отчеством"Ефимович", нет ничего святого.Русская Церковь пошла на причислениепокойного царя к святым в периодвоссоединения с зарубежной церковью.Признание Николая "страстотерпцем",пострадавшим по причине своего беззлобия,никогда не отменяло для верующихисторические факты - от любовных связейканонизированного монарха до Кровавоговоскресенья.

На деле переднами - великая внутренняя баталия двухтечений в таком культурном явлении, какРокомпот (сокр. от "Россия, которуюмы потеряли").

Рокомпот какностальгия по эпохе, окончившейся сотнюлет назад - всегда был противоречив. Онсодержал в себе совершенно разныемотивы.

С однойстороны, потерянную Россию прославлялии прославляют как державу живойнравственности; страну высокой духовноймиссии; Последний Христианский Рим;некую высшую стадию развития СвятойРуси - подло, в тяжёлую минуту убитуюножом в спину врагами, внутренними ивнешними.

С другойстороны, о потерянной России мечтали имечтают как о державе безудержногошика, страстей и костюмированногокутежа. Посещение музеев, устроенныхбольшевиками во дворцах вельмож, а такжесъёмки исторических фильмов сильноподорвали массовое сознание позднесоветскихдетей. Неслучайно именно этому видуутраченной России посвящены две, пожалуй,самые пошлые песни отечественнойэстрады.

1.


2.


Как легкопонять, эти две потерянные России впринципе друг дружку взаимно исключают.Достаточно было одной искры, малейшегопересечения, чтобы вспыхнула "битвана французских булках".

И вот онавспыхнула. Две ностальгические школысошлись, и всем лично не заинтересованнымлучше держаться подальше.

К сказанномустоит добавить одно соображение.

Как уже былосказано, монархия в России пересталасуществовать сотню лет назад. Гражданскаявойна, в которой сбросившие монарха"белые" потерпели поражение от"красных" - закончилась спустя ещёчетыре года, то есть тоже весьма давно.И даже формальные наследники тех"красных", поздняя советскоепартэлита, уже поколение тому назадсовершила против своей идеологииотважную буржуазную революцию.

В связи сэтим дуэли на багетах могут рассматриватьсянами строго как личные причудыотечественных общественных игосударственных деятелей. Которые моглибы точно так же дуэлировать по поводурыцарского вооружения XVвека, шекспировскоговопроса и любых других хобби.

Важно лишь,чтобы государство не давало их увлечениямстатус законов.