— 20 апреля, 2024 —
 
Общество

Трагедия маленького творца. Вместо рецензии на х/ф "Ледокол"

Маленьким творцам нужна трагедия маленького человека - и они видят её даже там, где никаких маленьких людей по определению нет

Не надо ничего выдумывать. Так было всегда. «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред». В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких. высоких материй. У его обитателей стремление одно —как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.

Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление. Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база «коммунистической» идеологии. На пузыре «уйди — уйди» изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в «Известиях». В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже все готово: есть галстук «Мечта ударника», толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка «Купающаяся колхозница» и дамские пробковые подмышники «Любовь пчел трудовых».» (Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»).

Собственно говоря, на этом можно и заканчивать.

Если бы не одно «но»: в наши дни, после приватизации всего и вся, «маленькие люди» вместе с «маленькими вещами» прорвались в «параллельный большой мир». И там отнюдь не «по-маленькому» самовыражаются.

В результате у них выходит трагическая мелочь, претендующая на «большой стиль». Типа эпической уже «Девятой роты» или недавно поступившего в прокат фильма «Ледокол». Просто потому как в маленький мозг маленького человека не может пролезть, несмотря на как бы «документальность» положенной в основу сценария истории, простая мысль: «большая страна» не бросает на самом деле своих героев.

И на помощь «девятой роте» идет русский спецназ. Благодаря чему операция по разблокированию «девятой роты» входит во все учебники по тактике «операций малыми группами».

А реальному ледоколу «Михаил Сомов» нет никакой нужды прятаться от «новозеландских самолетов». Просто потому, что ученых-полярников и прочий гражданский люд («ученых и ослов – в середину строя!» не мы придумали) с ледокола эвакуируют в первую очередь. Причем, силами бортовой авиации (там, на борту, были две «вертушки», на секундочку).

Маленькому человеку, увы, этого не понять.

Ему нужна «трагедия маленького человека».

И ему плевать, что военные и гражданские подвиги в «большой стране» совершали именно «большие люди», а отнюдь не «маленький человек». Просто потому, что маленький человек - именно «маленький» и как кот не может не нассать в тапки, которые «так удобно стоят».

Вот и вылезают в каждом нынешнем «военном фильме» кровавые «особисты», - самое смешное, к линии фронта в реальной жизни или старавшиеся особо не приближаться, или – воевавшие наравне со всеми остальными.

А из историй, "снятых по реальным событиям", вынимают реальных людей и вкручивают на их место переодетых десантниками и полярниками хипстеров. А чтобы было ещё жальче - отключают им страну и бросают наедине с бедой. Видимо, чтоб реалистичнее получилось.

...К сожалению, всеми своими возможностями – административными и финансовыми – этот «маленький автор кричащего пузыря уйди-уйди» пытается доказать большой стране, что иной жизни в «этой стране» нет.

Такие дела.