— 25 апреля, 2024 —
 
Будущее

Атом, оружие, космос. О ходе создания "нового китайского мира" и месте России в нём

Российская Федерация и Китайская Народная Республика разрабатывают комплексный документ по развитию стратегического сотрудничества

Cегодня в Санкт-Петербурге премьер-министры России Дмитрий Медведев и Китая Ли Кэцян планируют обсудить торгово-экономические и инвестиционные связи. Прежде всего - сотрудничество в нефтегазовой и атомной отраслях.

Китайский премьер прибыл в северную российскую столицу после посещения пятого саммита "Китай - Восточная Европа" в г. Риге, где пообщался коллективно со всеми главными восточноевропейцами.

Как сообщил журналистам вице-премьер Сергей Приходько, не исключено, что в ходе встречи в Петербурге будут затронуты крайне важные для обеих сторон вопросы военно-технического сотрудничества.

Завтра же стороны намерены подписать «техническое» по форме, но ключевое по сути совместное заявление по сотрудничеству в области атомной энергии. По крайней мере, как стало известно из слов все того же Приходько, оно «находится на финальной стадии согласования».

О чем идет речь.

Российская Федерация и Китайская Народная Республика разрабатывают комплексный документ по развитию стратегического сотрудничества в атомной энергетике. Как правило такие документы носят довольно конкретный и чисто технический формат «дорожной карты», определяющей, в том числе, потенциальное число атомных энергоблоков, которые могут быть построены в рамках совместных проектов. В данном случае речь очевидно идёт не только о возведении новых энергоблоков на Тяньваньской АЭС (сейчас по российской технологии в дополнение к уже действующим строятся третий и четвертый, обсуждаются дальнейшие шаги вплоть до седьмого и восьмого блоков). Скорее всего, дело касается также сотрудничества по реакторам на быстрых нейтронах, в том числе с жидкометаллическими теплоносителями и строительство плавучих АЭС.

Вероятно, можно говорить о полномасштабном выходе российских атомщиков на очень ёмкиё и защищенный от внешних вмешательств китайский атомный рынок. Что возможно только в качестве фрагмента «большой интеграционной сделки», где «приобретения» уравновешиваются определенными мотивированными «уступками», типа недавно принятого решения о финальной сборке совместного российско-китайского «широкофюзеляжника» именно в китайском Шанхае (по крайней мере, уже достоверно известно, что «в настоящее время запущены процедуры получения разрешительных документов и регистрации совместного предприятия, официально оно может приступить к работе до конца текущего года»).

А кроме этого: не далее как в прошедший вторник Китай стал первым зарубежным покупателем легких российских вертолетов «Ансат» (в придачу к традиционным уже Ка-32 и Ми-171). В ближайшие два месяца планируется подписать контракт на совместное проектирование нового тяжелого вертолета. И КНР усиленно намекает на готовность сотрудничества в космосе, к чему предельно закрытая «китайская тайконавтика» была не готова ни с кем, даже в рамках «международных программ».

По сути, это и есть техническая реализация межгосударственных политических договоренностей между российским президентом В.В. Путиным и китайским товарищем Си Цзиньпином о создании не нарушающего суверенитет обеих стран интеграционного центра силы, альтернативного США.

Разумеется, в данном интеграционном центре очевидным экономическим тяжеловесом выступает КНР, в то время как наша страна имеет роль скорее военно-технической силы. Это разделение ролей, разумеется, не абсолютно (как и вообще любые представления об "альянсах" и "противостояниях" в XXI веке, когда даже жестоко противостоящие друг другу страны являются одновременно крупными партнёрами, а между странами едва ли не официально воюющими активно перекачивается газ и осуществляется многомиллионная трудовая миграция). Тем не менее определённые контуры этого нового "китайского" (не столько по сути, сколько по аналогии с Pax Americana) мира можно себе представить уже сейчас.

Что, кстати, важно: данный "альтернативный центр силы" не обязан быть непременно мощнее условного американского. Ему достаточно лишь иметь ту "критическую массу", по достижении которой условные западные санкции и односторонние произвольные "решения" теряют силу и перестают представлять реальную угрозу.