— 29 мара, 2024 —
 
Общество

Скоро война. О фильме "28 панфиловцев" и его роли

Впервые за тридцать лет стране снят фильм, чьей миссией является мобилизация граждан

Несколько дней назадя вышла с пресс-показа фильма «28панфиловцев» - и вдруг у меня в головенеизвестно откуда возникла мысль «Скоровойна». Я даже несколько растерялась,с чего вдруг я об этом подумала, да ещев привязке к только что посмотренномукино.

После нескольких днейобдумывания увиденного и участия вобсуждении картины меня озарило.

Очень многими людьмине осознается, что где-то в районенынешних 35-летних пролегает водораздел,который глубоко рассекает российскоеобщество. Причина очевидна: те, ктостарше, сформировались как личности всоветские времена, а для тех, кто младше,советская эпоха – это страницы в учебникев истории, да отдельные комментариистарших, живших в позднесоветское (прямоскажем, не самое славное для страны)время.

Этот разрыв историческихэпох наложился на колоссальныйтехнологический прорыв, совершенныймиром в эти же десятилетия. В результате,начиная с 1990-х годов, новые поколенияформировались в принципиально иныхусловиях, нежели те, что старше. Еслимежду детьми 1960- и 1980-х разница вмировоззренческом и цивилизационномпространстве – вне зависимости отубеждений – минимальна, то дети 1980-х и2000-х друг для друга просто инопланетяне.

Десять лет назад яобщалась с 20-летними студентами и вдругобнаружила, что никто из них не смотрел«Семнадцать мгновений весны». На моижаркие попытки убедить посмотреть этотсериал, который для моего и более раннихпоколений является частью базовогокультурного кода, услышала ответ отодного юноши, который сказал, что ончестно пытался посмотреть пару серий,но у него совсем не пошло. Это было десятьлет назад. Сейчас ситуация очевиднымобразом усугубилась.

Для поколений IMAX3D и Dolby Atmos(чтобы это ни значило), поколений«Титаника» и «Аватара» старые советскиефильм в абсолютном большинстве случаевпросто не смотрятся, кажутся скучнымии/или плохо снятыми, и винить тут некого.Мир изменился кардинально – этообъективная реальность.

Однако популярные вовсе времена мнения старших поколенийпро преимущество прежних времен, когдатрава была зеленее, или тем болеепренебрежительное отношение к нынешнеймолодежи бессмысленны и глупы.

Более того, в каком-тосмысле современная молодежь даже лучшенас.

Нам легко быть патриотами.Мы росли в безупречно отлаженном миресоветской пропаганды. Нас воспитывалина самом лучшем и светлом, скрываянегатив. Мы смотрели фильмы, снятыеучастниками Великой Отечественной. Насрастили дедушки и бабушки, сами прошедшиевойну.

В результате последующее«срывание покровов» и обличение«проклятого советского прошлого» длябольшинства из нас ничуть не поколебалоубеждений в фундаментальных вещах,среди которых Великая Отечественнаязанимает центральное место.

Современной молодежиповезло куда меньше. Они росли в условиях,когда на них со всех сторон лилась грязьв адрес России и ее прошлого. Позитивныеоценки были единичными и вызывалиочередные обличительные истерики.Сейчас ситуация во многом измениласьк лучшему, но в обществе по-прежнемудоминирует идеологический плюрализм,причем такой, что обвинения вцеленаправленном вредительстве давностали общим местом.

В этих весьма непростыхусловиях в России уже 30 лет формируютсяновые поколения, и самое удивительное,что они получаются хорошими. Они каким-точудом раз из раза в большинстве своемвырастают патриотами России, чтофиксируют все социологические опросы.Причем их патриотизм вовсе неформально-показной и диванный. Ониучаствуют в работе поисковых отрядов,идут служить в армию (хочу заметить, чтопроблем с уклонением от военной службысейчас в России куда меньше, нежели всоветские времена всеобщего патриотизма).Они спасают детей из горящих домов исобак из ледяного плена («Черныш,*ука, держись!»), борются с боевикамина Северном Кавказе и воюют в Сирии.

Они стали такими, неимея даже трети того надежного идейногофундамента, что создал для нас СоветскийСоюз. У России есть все основаниягордиться своими молодыми поколениями.

Между нашими и ихпоколениями есть еще одна оченьсущественная разница. Они за минимальнымиисключениями не вовлечены эмоциональнов споры об интерпретации событий XXвека. Это им просто не интересно.

Разрыв эпох привел ктому, что старшие поколения по-прежнемуживут в цивилизационном пространствепрошлого века, а для новых поколений –это просто часть истории страны, котораявоспринимается как единое целое во всейее запутанности и противоречивости.

Мы готовы разбить себелоб и порвать друг другу глотки в спорахо Сталине и Николае II,красных и белых, Колчаке и Войкове,Советском Союзе и Российской империи.Для них же это просто история страны, вкоторой Гражданская война вызываетприблизительно тот же уровень эмоциональнойвовлеченности, что и Пугачевский бунт,а СССР – это некая смутная абстракция,обозначающая Россию в прошлом веке.

Какое это имеет отношениек фильму «28 панфиловцев»? Самоенепосредственное.

Посмотрев картину,поучаствовав в обсуждениях и послушавкритику в ее адрес, я сложила пазл.

Главное, что надопонимать: целевой аудиторией «28панфиловцев» является молодое поколениероссиян. Мы, люди от 35 лет и старше,вторичны для создателей.

Они проделали грандиознуюработу и сделали все, чтобы нас, носителейсоветского образа 28 панфиловцев, ничтотам не задело и не покоробило. У нихполучилось – фильм стал потрясающимпереносом на экран именно той истории,на которой мы выросли.

Но снимался фильм впервую очередь для молодых. Для тех,кому не интересны все эти нашиидейно-исторические скандалы.

Фильм очищен от любойполитики и идеологии, кроме единственнойидеи – любви к России и ее защите соружием в руках. Снят он при этом по всемправилам современного кино с использованиемновых технологий.

Современная российскаямолодежь получила свою, снятую специальнодля нее версию «В бой идут одни «старики»».

Широкий прокат фильмаприведет к тому, что «28 панфиловцев»начнут смотреть зрители, а закончат –патриоты, готовые встать в воинскийстрой.

Осознав это, я поняла,почему после просмотра у меня вдругмелькнула мысль, что скоро война.

Впервые затридцать лет стране снят фильм, чьеймиссией является патриотическаямобилизация граждан. Мы отвыкли отэтого, и появление такого фильма именносейчас подсознательно будит тревогу.

На самом же деле ничегострашного этого не значит. Такие фильмыдолжны быть нормой (как они были нормойв СССР) и сниматься регулярно.

Хочется верить, что «28панфиловцев» только первая ласточка.