— 23 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

К победе России над Саудовской Аравией в Индии. Дорого, но того стоило

Естественно, саудиты пытались эту сделку сорвать: Индия всегда рассматривалась ими как их «природный» рынок

Итак, ценой едва ли не вдвое выше изначально заявленной и благодаря, как говорят злые языки, едва ли не личному вмешательству и покровительству сделки со стороны российского президента Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Мори, «Роснефти» все-таки удалось окончательно закрепиться на индийском рынке путем выкупа системообразующей для индийского нефтяного рынка Essar Oil.

О чем, собственно, речь.

Дело в том, что нефтяная стратегия Саудовской Аравии, конкурировавшей в данной сделке с российским нефтяным гигантом через саудовскую госкомпания Saudi Aramco, заключается в демпинге, благодаря которому саудиты наращивают свою долю рынка.

У «Роснефти» стратегия принципиально иная.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин в конце октября говорил, что компания расширяет свое присутствие не с помощью демпинга, «в отличие от некоторых конкурентов» (с), а за счет выстраивания партнерских отношений и создания совместных предприятий с ключевыми потребителями нефти.

«Мы выстраиваем глобальные интегральные цепочки», — сказал тогда Сечин.

Естественно, саудиты пытались эту сделку сорвать: Индия всегда рассматривалась ими как их «природный» рынок, обусловленный, в том числе, и чисто географической близостью. Но «Роснефть» сначала еще в 2015 году договорилась с Essar о поставках 100 млн. тонн нефти в течение десяти лет, а теперь еще и вошла в капитал едва ли не основного нефтрепеработчика огромного и богатого субконтинента.

Тут все просто.

Как считает большинство аналитиков, тот кто получает Essar Oil, параллельно получает порядка 15 % индийского рынка нефти и нефтепродуктов прямо сейчас плюс минимум треть от всего рыночного объема в перспективе.

И что особенно важно – это самый быстрорастущий рынок нефти и переработки в мире, по темпам своего развития даже обгоняющий на сегодняшний день китайский, где у российской «Роснефти» тоже имеет быть свой, простите, «козырный» интерес.

Ну, а самое интересное, - «Роснефть» собирается на теперь частично принадлежащем ей индийского НПЗ Вадинар (к слову, одному из самых технологически современных в мире) перерабатывать нефть не только российскую, но и из Венесуэлы, на чьем рынке добычи российский гигант также проявляет завидную активность. Согласно интервью Сечина итальянской Corriere della Sera, благодаря переработке нефти из Венесуэлы на индийском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефть» получит существенную синергию. Кроме того, современный НПЗ создаст в Вадинаре не более и ни менее, а энергетический хаб, обеспечивающих нефтью и ее производными не только Индию, но вообще все страны Южно-Восточной Азии и Индийского океана, а именно это и является «лучшим способом для того, чтобы справиться с конкуренцией».

Словом, это и есть то, что именуется «большой игрой».

И ставки в ней сейчас, пожалуй, как никогда высоки: речь фактически идёт о создании гигантской транснациональной нефтяной империи, действующей именно по международным правилам ТНК, но контрольный пакет которой, тем не менее, принадлежит конкретному суверенному государству.

А именно Российской Федерации.

И, если следствие и суд подтвердят все-таки виновность Алексея Валентиновича Улюкаева, то обозначенная сумма «отката» тут и вправду проходит по разряду «мелочь по карманам тырить», и вообще выглядит как-то даже немного стыдно и предельно смешно. Впрочем, возможно это, как и стратегическая «переплата» РН при покупке своего нового индийского актива тоже есть всего лишь та самая «справедливая цена».