— 29 мара, 2024 —
 
Войны

Как надо понимать "русский заговор в Черногории"

Черногория была самым преданным России союзником и самым боевым

История о том, как злыерусские со злыми сербами пыталисьукокошить практически несменяемогопрозападного лидера Черногории МилоДжукановича, облетела газеты балканскихстран. Тут всё прекрасно и выдержано вдухе голливудских поделок о русскоймафии, типа «Красной Жары», только вместо«Джозеф Борода и Джон Татамович» -фигурируют вполне характерные русскиефамилии, что неудивительно – русскихв Черногории знают. Джукановичу позарезнужно склонить на свою сторону общественноемнение, ведь ему угодно, вопреки желаниюзначительной части своей страны, ввестиЧерногорию в НАТО.

А ведь страна когда-тобыла очень близка России. Среди всехгосударств, получивших независимостьпосле русско-турецких войн, даже более,среди всех славянских во все времена -Черногория была самым преданным Россиисоюзником и самым боевым. Со всемислучались неприятные истории. То Болгарияпод немцев ложилась (причём выставляяРоссии обидные счета). И дажеАлександро-Невский собор в центре Софии,случалось, переименовывали вКирилл-Мефодиевский, чтобы не звучалоимя русского святого (впрочем, в ВаршавеАлександро-Невский собор вообще, былодело, сносили). То Сербия – под австрийцевложилась (да, случалось и такое), иподписывала договор, где отдельнойстрокой прописывалось недопущение вСербию добровольцев из третьих стран(тех самых сумасшедших русских, которыенезадолго до того на свой страх и рискпробрались в Сербию, чтобы погибнутьза её свободу, больше никаких добровольцевна берегах Савы не ожидалось). Та жеГреция, за исключением недолгогорусофильского периода в самом началесвоей новейшей истории, была строгоориентирована на Запад – к примеру,имела особо тесные отношения с англичанами,которые, в представлении тогдашнихафинских мудрецов, должны былиспособствовать возвращению Константинополя.Последнего не случилось, даже болеетого, западные союзники ухитрились невмешаться во время резни в Смирне, когдатурки истребляли тамошних греков прямона глазах солдат Антанты.

А вот Черногориядержалась. Никогда это горное гнездобоевых славян не сдавалось и не изменялоРоссии в прошлом. Черногория была местом,где кипели эмоции, где строились интриги,где решалось очень многое на Балканах. Эта страна была больше Сербией, чемсама Сербия. Однажды Черногория, во имясоюза с Россией, даже объявляла войнуЯпонии в 1904 году – вещь удивительная ивошедшая в анналы. После нашей революциималенькая Черногория приняла немалорусских – дворян, офицеров царскойармии.

Но в наше время всё нетак. Сейчас Черногория, оставаясь,впрочем, местом весьма привлекательнымдля туристов и инвесторов из России,отнюдь не относится к державам, питающимк России симпатии. История в том, чтоЧерногория теперешняя – это типичнаясербская Украина.

Безусловно,Черногория является сербским государством,и объединение с Сербией в рамках Югославии– было данью исторической правде. ВыходЧерногории из Югославии не имел никакихобоснований, поскольку Черногория нипо языку, (как Словения или Македония),ни по вероисповеданию, (как Хорватия), одним словом – ничем от Сербии неотличается. Нет ничего такогочерногорского, что не являлось быпровинциальным вариантом сербского,как и никакой черногорской идентификации,в общем-то, тоже нет. Выход Черногориииз югославской федерации и нынешний еёантирусский курс – плод усилий одногочеловека, тамошнего лидера, улыбчивогои делового югославского «комсомольца»Мило Джукановича, который управляетстраной, в той или иной ипостаси, чутьли не с 1991-го года. Это человек старой,социалистической ещё закалки. Мы тожевидали подобных людей, способныхпереобуваться в прыжке! Этот деятельныне избрал безошибочную линию поведения,он ныне на стороне «сил добра», с ЕС иЗападом, устраивает гей-парады и боретсяпротив сербских националистов и русскогомедведя, поднимающего голову. Поэтому– полезен Западу, как мало кто другойна Балканах. Думаю, и нынешнюю дешевейшуюантирусскую провокацию ему простят,да что простят, одобрят.

И поневоле вспомнишьтут Ф. М. Достоевского: «Не будет уРоссии, и никогда еще не было, такихненавистников, завистников, клеветникови даже явных врагов, как все эти славянскиеплемена, чуть только их Россия освободит.

Начнут они непременнос того, что внутри себя, если не прямовслух, объявят себе и убедят себя в том,что России они не обязаны ни малейшеюблагодарностью, напротив, что отвластолюбия России они едва спаслись...Может быть, целое столетие, или ещеболее, они будут беспрерывно трепетатьза свою свободу и бояться властолюбияРоссии; они будут заискивать передевропейскими государствами, будутклеветать на Россию, сплетничать на нееи интриговать против нее».