— 25 апреля, 2024 —
 

К позорным цифрам российского туризма: почему "никто даже не украл, а толку нет"

Вопрос имитационного планирования в одной из самых перспективных теоретически, но слабых на практике сфер отечественной экономики

23.11.2016

Мы уже об этом неоднократно писали.

При колоссальном потенциале туристической отрасли нашей страны, отдача её позорно мала.

И тут всё просто.

Согласно словам и цифрам, приведенным президентом России на форуме ОНФ, вклад туристической отрасли России в ВВП страны, к сожалению, – всего 1,6%.

При этом, как отметил президент, в странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель достигает более десяти процентов внутреннего валового продукта территории.

При этом, отметим ещё раз вслед за Путиным, потенциал туристической отрасли в стране поистине колоссален.

Это и «северная Венеция» Петербурга, и древнее «Золотое кольцо»: Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, боярство которого в свое время вовсю кичилось «древностию родов» не то что перед московскими, но даже и перед Владимирскими боярами. Это летящий над могучей Волгой, основанный еще сыном Владимира Ярославом Мудрым Ярославль, с его белоснежными храмами.

Это Карелия и Байкал.

Это самый быстрорастущий во всем мире, кроме нашей с вами страны, сектор «речного круизного туризма»: и это с нашими-то Волгой, Двиной, Печорой, «шолоховским» Тихим Доном. И это только на сверхдоступной европейской территории нашей с вами страны, где есть развитая инфраструктура, интересные прибрежные города, внятные экскурсионные и развлекательные объекты.

А если, к примеру, поговорить о могучих сибирских реках: Обь, Иртыш, Ангара, Енисей, Лена. Амур, наконец, где до колоссального китайского и сверхпривлекательного японского рынков выездного туризма рукой, извините, подать?

И – ведь нельзя сказать, что ничего не делается.

Государственные деньги, к примеру, осваиваются, как свидетельствуют приведенные на форуме цифры, - только в путь.

Так, тот же Владимир Владимирович напомнил, что с учетом колоссального потенциала внутреннего туризма, было принято решение о его развитии и утверждена соответствующая программа, согласно которой на развитие туризма в стране выделялся 141 миллиард вполне себе полновесных рублей. Те же соседские украинские финансовые чиновники за эти деньги, думаю, задавились бы и в задавленном виде станцевали бы еще гопака.

И что?

И – ничего.

Приводим слова все того же Путина.

«Подрядчики отработали (в «проектном кластере», прим. редакции), все сделали, водопровод построили, даже дорогу провели, но она оказалась никому не нужна. Подрядчики заработали, результат не достигнут, вроде все счастливы, никто даже ничего не украл, но результата нет. Это требует самого пристального внимания» (с).

...Если это не называется памятным еще по советским временам словом «бесхозяйственность», то мы даже и не знаем, как это еще называть. Здесь как минимум имеет место несовпадение масштаба персоналий с масштабом поставленных перед этими персоналиями задач.

Впрочем, у бесхозяйственности государственного уровня в России XXI века имеется, пожалуй, специальное название. Это называется "Имитационное планирование" - когда в рамках зарабатывания денег разрабатываются (и осуществляются) либо ненужные, либо заведомо недостаточные, либо неверно задуманные изначально проекты.

Такие имитационные проекты возникают везде, где ответственность их разработчиков и инициаторов отсутствует или приемлемо ничтожна по сравнению с получаемой ими выгодой.

В сфере туризма таких имитаций безусловно почти столько, сколько самих выделяемых государством средств.

А граждане тем временем по-прежнему не в состоянии понять, почему двухнедельный круиз на пароходе по Волге стоит больше путешествия в Японию, почему наш Кавказ и Крым дороже далёкого Египта и так далее.