— 26 апреля, 2024 —
 
Украинский кризис

"Северный поток-2": сначала - гарантии от Европы. Потом стройка

Необходимо добиться от ЕС гарантий использования "Северного потока-2", а не украинского коридора

Подготовка к строительству "Северного потока-2" переходит в финальную стадию. Уже объявлен тендер на прокладку газопровода на мелководье вблизи берегов России и Германии, частично готовятся сами трубы. На этом фоне часть европейских официальных лиц то и дело высказывает сомнения в необходимости строительства этой газопроводной системы.

Видимо, памятуя о неприятной истории с "Южным потоком", когда проект был остановлен уже после значительных инвестиций, в данном случае российское руководство хочет получить необходимые гарантии.

"Россия ожидает от Евросоюза гарантий в необходимости реализации проектов газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток - 2", сообщил журналистам министр энергетики А.Новак 25 ноября. (необходимые гарантии по "Турецкому потоку" вероятно связаны со второй ниткой, по которой газ пойдёт в ЕС).

Гарантий этих, стало быть, до сих пор нет.

Тем временем, до часа "Ч", когда транзитный договор с Украиной истекает, остаётся три года.

Времени немного. Напомним, что по сути новый газотранспортный коридор состоит из трёх элементов.

1) Газопроводная система по России - транспортировка газа с Ямала в Ленинградскую область (Бованенково-Ухта-2, Ухта-Торжок-2 - по маршруту газопроводов, доставляющих газ в "Северный поток-1");

2) Собственно "Северный поток-2";

3) Инфраструктура по территории ЕС, которая во многом также будет повторять нынешнее сухопутное продолжение "Северного потока-1" (газопровод OPAL).

В чём же логика противников проекта "Северный поток-2", стремящихся заблокировать строительство? Да, вероятно полностью остановить проект не удастся.

Но основная их задача в другом - не допустить запуска альтернативного маршрута к 2020 году. А такой вариант, судя по остающемуся времени и развитию событий, выглядит вполне возможным.

А это значит, что придётся договариваться о продлении транзита через территорию Украины.

Какие это будут договорённости, сейчас говорить рано. Но пока одним из наиболее реальных вариантов выглядит сдача газа европейским импортёрам на восточной границе Украины.

На фоне непростых отношений "Газпрома" и "Нафтогаза" такая возможность подразумевалась всё последнее десятилетие, но по большому счёту, со стороны "Газпрома" этот подход всегда рассматривался как "оппортунизм".

Почему же "Газпром" не хотел сдавать газ на западных границах России?

Причин было как минимум две.

Во-первых, где-то до начала 2010-х "Газпром" в качестве своей стратегии на европейском рынке рассматривал выход на конечного потребителя газа. Для этого монополии нужно было контролировать всю цепочку от скважины, включая транспортировку газа. Сейчас же Третий энергопакет и изменение экономических условий привели к тому, что данная стратегия уже не рассматривается как первоочередная. ("Газпром" является собственником некоторых сбытовых компаний в Германии, но для обеспечения их газом будет достаточно "Северного потока-1").

Во-вторых, и может быть главных, газовая проблематика, контроль над украинским транзитом могли рассматриваться как элемент политического влияния. Исторически, украинская ГТС была интегрирована с российской, и с известными оговорками эта ситуация сохранялась до недавнего времени.

Но последние годы, с запуском т.н. реверсных поставок газа, начался процесс интеграции укрГТС с европейскими газовыми сетями.

Возможно до известных событий зимы 2013-2014 гг. можно было пытаться что-либо противопоставить этой тенденции. Но в новых политических реалиях Украины смысла в этом становится всё меньше.

Напомним, на днях "Нафтогаз" отметил год без прямых закупок газа со стороны России.

И хотя синхронно с этим событием вновь начались разговоры о закупках газа у "Газпрома" в рамках нового "зимнего пакета", строго говоря эта "слабость" обусловлена исключительно проблемами "Нафтогаза" летом с деньгами - мощности украинских хранилищ достаточны, чтобы за летний сезон закачать весь необходимый стране зимой газ по реверсам (с нынешней мощностью реверса).

Так или иначе, в изменившихся условиях сдача газа иностранным контрагентам на восточной границе Украины в случае задержки с запуском "Северного потока-2" пока выглядит одним из возможных решений.

Но допустим, к 2020 году "Северный поток-2" построен не будет, но будет построен к году 2022. Где гарантии, что европейские покупатели "Газпрома" сразу после этого согласятся покупать газ с доставкой по новому маршруту (т.е. будет необходимо ещё одно изменение точек сдачи-приёмки, для чего нужно переписывать контракты).

Да, можно говорить о том, что украинская ГТС старая (но почему бы ей не протянуть до 2025 года?), что ситуация на Украине сейчас непредсказуемая (тем не менее, три года в новых реалиях уже прошло).

При этом, Евросоюз уже неоднократно высказывался, что хорошо бы Украине оставить "немного транзита" для хоть каких-то валютных доходов.

Из 60-70 млрд куб.м. текущего российского транзита Украина уже с большой вероятностью теряет не менее 35%, а то и до 50%. Во-первых, при строительстве "Турецкого потока" (где проблем меньше, и построить можно быстро) Украина теряет не менее 12 млрд транзита в Турцию на южном направлении (или до 17 млрд с учётом возможного транзита через Турцию в Болгарию и Грецию). Одновременно, со скорым доступом "Газпрома" к дополнительным 30-40% газопровода OPAL, украинский транзит похудеет ещё на 10-14 млрд кубометров.

Польша уже высказалась в том смысле, что произошёл размен, и с доступом к OPAL "Газпром" уже вообще не будет стремиться к строительству "Северного потока-2".

В этих условиях, конечно сохраняются риски: если в 2020 году тем или иным способом удастся продолжить украинский транзит (а альтернатива ему в отсутствие работающего "Северного потока-2" - просто потеря этих экспортных объёмов), захочет ли ЕС потом переключаться на новую трубу.

Особенно, если для этого у европейских партнёров "Газпрома" не будет финансовых стимулов. Основным из которых могло бы стать совместное владение "трубой", соответственно при простое (и в отсутствие контракта "качай-или-плати) все участники понесли бы финансовые убытки.

Напомним, что летом Польша заблокировала создание совместного предприятия (где у "Газпрома" было 50%, а остальные 50% у европейских импортёров) по строительству "Северного потока-2". Сейчас схемы финансирования могут измениться.

Конечно, можно говорить, что европейские компании поддерживают строительство "Северного потока-2". И это так. Особенно, если "Газпром" построит его за свой счёт, европейцы вновь будут использовать украинский коридор, а "Северный поток-2" станет запасной пустующей трубой на случай проблем с украинским транзитом.

Допустить такое развитие событий нам не хотелось бы. Если труба не будет запущена до 2020 года, то необходимы чётко оговоренные механизмы переключения транзита с украинского маршрута на новый после достройки газопровода.

Возможно, именно и о таких гарантиях говорил Александр Новак, обращаясь к Марошу Шефчовичу.

На весну 2017 года намечено решение Стокгольмского арбитража по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза". Напомним, что стороны предъявили другу другу многомиллиардные иски. Решения суда могут изменить общий переговорный контекст в треугольнике Россия-Украина-ЕС. Но этих решений придётся ждать ещё несколько месяцев.