— 29 мара, 2024 —
 
Войны

Эрдоган и "свержение Асада": это нормально

Р. Т. Эрдоган ничуть не изменился за последний год. Другое дело, что ориентироваться надо всё-таки не на его заявления, а на его дела

Уважаемые читатели!

Пресс-секретарь президента России сообщил, что Кремль ждёт разъяснений турецкой стороны относительно объявленных президентом Турции целей операции "Щит Евфрата".

Напомним: турецкая армия открыто вторглась на территорию Сирии 24 августа, где совместно с рядом формирований, входящих в аморфную "Сирийскую свободную армию", начала воевать с курдскими формированиями на севере страны.

Спустя три месяца, выступая на "Международном симпозиуме по Иерусалиму" в Стамбуле, президент Реджеп Эрдоган сообщил: "Почему мы вошли? Мы не имеем интереса на сирийской земле, смысл в том, чтобы вернуть её настоящим владельцам. Мы, можно сказать, оказались там для восстановления справедливости. Мы вошли, чтобы покончить с правлением тирана Асада, кторый терроризирует государственным террором, ни для чего больше".

Что тут следует учесть, уважаемые читатели.

Во-первых, симпозиум по Иерусалиму - это специфическая встреча, на которой Эрдоган, в течение многих лет позиционирующийся как лидер и защитник мусульман всего мира, озвучивает чаяния аудитории, раздаёт обещания и грозит в разные стороны. В частности, на том же симпозиуме он успел пригрозить "опасными последствиями" Израилю, если тот не перестанет оскорблять палестинцев своими запретами на трансляцию призывов к молитве в Иерусалиме. И пассаж о тиране Асаде, который "терроризирует государственным террором", - был лишь частью большого, так сказать, нагона, которым было выступление Р. Эрдогана.

Во-вторых, собственно военных столкновений между силами Анкары и Дамаска с союзниками, за исключением ряда отдельных инцидентов, не было и нет. Эрдоган воюет в Сирии с курдами, а боевикам "сирийской свободной армии" лишь оказывает моральную и техническую поддержку.

В общем, есть основания полагать, что турецкий президент, чувствуя, что от него ждут каких-то заявлений на фоне падения форпоста боевиков в восточном Алеппо - просто перегнул с риторикой.

Чем и вызвал лёгкое недоумение в России - не переходящее, однако, в серьёзное беспокойство (как справедливо отметил член Совфеда А. Пушков, свержение Асада для Эрдогана цель заведомо недостижимая).

К сказанному стоит, пожалуй, добавить ещё два соображения.

Соображение первое. Мы написали в конце июня, после внезапного разворота турецкой политики в отношении России: "Применительно к «турецкому развороту» вообще не стоит употреблять эпитеты «искренний», «новая страница в политике» и пр. Нет, наш сосед всё тот же Р.Т. Эрдоган, что сначала велел сбить русский самолёт, а потом интересовался, с чего это он должен извиняться. В чём-чём, а в искренности его подозревать нет никаких оснований".

Так вот: Эрдоган ничуть не изменился и за новые полгода. Другое дело, что ориентироваться надо всё-таки не на его заявления, а на его дела. Эрдоган, помнится, в своих ультиматумах грозил Евросоюзу открытием "мигрантопровода", если к концу октября Евросоюз не откроет свои границы для безвизового передвижения турок.

Сроки прошли, но условия ультиматума как-то пока в действие не приведены.

И во-вторых: как сообщает турецкая Hurriyet, в октябре число прибывших в Турцию туристов по сравнению с октябрём прошлого года упало на 26%. Европейцы в нынешнем году в значительной степени "забыли" про Турцию, потому что это слишком близко к войне, беженцам и госпереворотам.

Исправили ситуацию в прошлом месяце наши весёлые и незлопамятные соотечественники, которые прибыли в Турцию в количестве 250 тысяч и вышли на второе место - после британцев.

Есть мнение, что в случае повторного обострения отношений между нашими странами (а исключать, покуда мы имеем дело с Р.Т. Эрдоганом, нельзя ничего), - эти отважные и беззаботные могут оказаться объектами агрессии со стороны местных турецких исламистов. Мы искренне надеемся, что они по этому поводу не будут писать панические твиты и статусы, потому что их предупреждали.