— 29 мара, 2024 —
 
Общество

Ударим системой по национальному вопросу

Включаешь телевизор - "кавказская свадьба", "кавказская страна"

Бывший губернатор Красноярского края, а ныне – полномочный представитель президента по Северо-Кавказскому федеральному округу Александр Хлопонин предложил не упоминать национальности людей, преступивших уголовный кодекс. «Включаешь телевизор - "кавказская свадьба", "кавказская страна". Преступников нельзя называть по национальности», - пожаловался Александр Геннадьевич участникам первого образовательного молодежного форума «Патриот» в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.

Предложение вице-премьера, которому горячие обитатели СКФО подкидывают немало проблем, новым не назовешь. Также, как не удивишься ожидаемому шквалу ехидных комментариев в социальных сетях и электронных СМИ. Граждане нашей Федерации иронично предлагают пойти дальше, и не обижать, например, отдельные города. Это же форменный беспредел, когда в новостной ленте видишь звериный оскал жителя Челябинска: он, видите ли, поругался с женой и выкинул двух ее кошек с девятого этажа. Неужели авторам новости не жалко челябинцев, которым к легендарной суровости тут же добавят что-нибудь кошачье?

Еще более ироничные граждане предлагают запретить упоминать вид преступления, совершенного лицом не важно какой национальности и неважно где живущего. Ну а как же: думаете, легче будет перенести моральный удар уркам, подвизающимся на ниве грабежа и убийства, прочитавшим, как житель Самары (простите, самарцы), соучастник пьяного убийства, продолжил выпивать рядом с трупом? Сами подумайте: их коллегой по опасной профессии становится туповатый алкоголик!

В общем, предлагают люди подавать криминальные новости в таком виде: «В городе N лицо секретной национальности совершило преступление по секретной статье Уголовного кодекса». Само собой, национальность, место прописки и прочие приметы жертвы, как и характер полученного ею вреда, также надо держать в секрете. В общем, чтобы никого не обижать, а то мало ли.

Вся эта ирония комментаторов объяснима: национальная окраска отдельных криминальных сфер давным-давно – секрет Полишинеля. Однако еще меньше секрета в том, как наши средства массовой информации «умеют» просвещать читателей. Какого такого журналиста, скажите, заинтересуют причины специализации цыган в распространении наркотиков? Или вы надеетесь, что СМИ заботит, можно ли объяснить влиятельность экстремистской пропаганды в том же СКФО чем-нибудь, кроме ислама? Когда вы вообще в последний раз видели в изданиях с массовым тиражом (или серьезным количеством подписчиков в Интернете) большие аналитические материалы, где автор исследует упомянутые вопросы? Впрочем, о чем я – хоть что-то, похожее на системное исследование любой области социальной жизни!

Так что лучше? Забыть про национальность преступников, заметая вопрос «под ковер» и рискуя получить второй тротиловый заряд под пятой точкой? Первый, осмелюсь заметить, неплохо помог господам, видевшим на месте России несколько десятков национальных недогосударств. Или продолжать политику «кавказских свадеб», подрывая тот же самый заряд уже сегодня?

Или все-таки пока не поздно, озаботиться тем, чтобы любой читающий россиянин был в курсе состояния национального вопроса? Чтобы ориентировался в традициях тех народов, которые населяют нашу страну и причинах этих традиций, а следовательно – в исторической логике. Чтобы понимал, как влияет нищета на радикализм и почему вообще влияет. Проще говоря, чтобы умел связать «а» и «б».

Ну а на данном историческом этапе, с данным уровнем системного мышления «среднего читателя новостных сообщений» мне видится только один выход, сознаюсь, отдающий маразмом: сопровождать криминальные новости хотя бы краткими справками о пропорциях российских национальностей в общенациональном одеяле. Параллельно, разумеется, со справками о том, какую долю убийств в общем их количестве совершают те же горячие кавказские парни.