— 21 сентября, 2023 —
 
Новый кризис

Об отказе Украины ремонтировать свою "трубу": она знает, что делает

Апокалипсиса Украины не будет - в значительной степени потому, что его наступление никто не объявит

03.12.2016

Как официально сообщает пресс-служба компании, правление «Нафтогаза Украины» не согласовало закупку дочерним предприятием «Укртрансгаз» оборудования и работ для реконструкции компрессорных станций. А точнее, прямо отказало в финансировании работ.

Тут важно иметь в виду, что только на модернизацию станций «Ананьев», «Заднепровская» и «Южнобугская» уже по факту было заложено более 4 млрд. гривен (около 154 млн. долларов США). Однако из-за рисков, связанных с реализацией проекта "Турецкий поток", их реконструкция признана нецелесообразной. Цитируем несколько замысловатое заявление «Нафтогаза»:

«Оборудование, которое планировал закупить "Укртрансгаз", согласно технико-экономическому обоснованию проекта, предназначалось и могло быть использовано для реконструкции компрессорных станций, задействованных только в транспортировке газа в направлении Турции, и не могло использоваться на других компрессорных станциях. Учитывая договоренность между Россией и Турцией о реализации проекта "Турецкий поток", который призван заместить транзит российского газа в Турцию через территорию Украины, такая инвестиция является нецелесообразной» (с).

Перед нами, таким образом, уже не слова, а конкретное производственно-технологическое решение об отказе от реконструкции собственной ГТС.

Может, оно связано с решением турецкого парламента, ратифицировавшего решения по «Турецкому потоку». Может, с тем, что завершение строительства "Турецкого потока", по заявлению министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, запланировано до окончания в 2019 году действующего контракта на транзит российского газа по территории Украины. И хотя планируемые объёмы "Турецкого потока" не выглядят альтернативой украинской ГТС - но вместе со вторым "Северным потоком" уже вполне.

Может, с тем, что нынешние, цепляющиеся за любую возможность перед «дембельским аккордом» власти Украины нашли возможность освоить эти деньги в каком-нибудь другом месте.

В любом случае украинская сторона начала понимать, что политические заявления в поддержку молодой демократии со стороны западных партнеров - это, конечно, здорово. Но грубая конкретика заключается в том, что решение о продлении контрактов зависит не от эльфов из Европарламента, а от вполне конкретных чиновников из Минэнерго России.

...Что тут любопытно. Главными «украинскими активами» традиционно были тяжелая промышленность, сельское хозяйство и логистические возможности как важнейшего транспортного узла на пути «евразийского» (или «русского») транзита.

Тяжелой промышленности на Украине, стараниями нынешней региональной власти уже не существует как системного явления. Сельское хозяйство в отсутствие вменяемой современной «сельхозпереработки» вырождается в экспорт культур с минимальной прибавочной стоимостью.

Ну, а теперь спокойно сдаётся и логистическая составляющая когда-то важнейшего для всей Европы «украинского транспортного узла», по крайней мере, в области газового транзита. И происходит это, кстати, сугубо на добровольных началах, пусть и под «давлением внешних факторов», но даже и без всякого намека на отстаивание подлинных национальных интересов.

Будь перед нами предприятие, мы бы могли сделать вывод, что работает ликвидационная комиссия. Но горький фокус состоит в том, что территорию вроде Украины в действительности не ликвидируешь. После любого коллапса системы в нашу эпоху у даже самой разграбленной и запущенной территории остаются флаг, герб, гимн, суды, погоны, какие-то ремёсла и желающие собирать с них налоги. То есть никакой апокалипсис не будет официально признан, и, вероятно, вряд ли даже остановится трансляция музыкальных конкурсов.

Вероятно, это должно как-то утешить местных жителей.